Согласно социологическим исследованиям, проведенным ВЦИОМ и представленным на последнем съезде РГР, доверие общества к риэлторам все еще не очень велико.
Социологи оценивали рынок недвижимости по нескольким показателям, в том числе по степени болезненности, выделив три основных фактора: уровень риска при покупке-продаже жилья, страх оказаться обманутым и добросовестность риэлторских компаний.
Степень риска более 70 процентов респондентов оценили как высокую, около 30 процентов - как среднюю. Почти никто из опрошенных (чуть больше 1 процента) не считает сделку купли-продажи недвижимости не рискованной операцией. Что естественно. Любая ошибка в квартирном вопросе стоит дорого.
"Если человек сам продает или покупает жилье, опасно ли это?" - задали вопрос россиянам. Более 50 процентов ответили, что да, очень опасно, и пускаться в самостоятельное плавание по рынку недвижимости не стоит.
Однако добросовестность риэлторских компаний-посредников российским гражданам уверенности не внушает. Подавляющее большинство опрошенных считают, что риэлторские компании не добросовестны. И профессиональное риэлторское сообщество вынуждено с данным фактом считаться. Тем более что статистика сертифицированных и не сертифицированных участников профессионального рынка результаты социологического опроса подтверждает: из 300 агентств, задействованных на нижегородском рынке недвижимости, лишь 1/7 часть являются членами НГР, а добровольную сертификацию прошли и того меньше - 12.
Среди основных проблем отрасли респонденты назвали уровень безопасности сделки (отрицательная оценка здесь буквально зашкаливает). Еще большую зону негатива вызывает динамика роста цен на недвижимость (увы, риэлторы повлиять на эту проблему никак не могут).
Подавляющее большинство респондентов (более 90 процентов) считают абсолютно необходимым государственное регулирование рынка недвижимости.
В процессе исследования попытались выявить также стереотипы восприятия риэлторской деятельности, которые формируются в средствах массовой информации. Первые позиции: кто такой риэлтор - партнер или "впариватель"; честный/нечестный; добросовестный/ недобросовестный; доступность/недоступность его услуг - лежат в эмоциональной сфере оценки. Что позволяет СМИ высказываться о них чаще всего негативно. Но когда дело касается реальных показателей: выполнение требований клиента или пренебрежение к ним; качество сервиса; компетентность и профессиональность оказываемых услуг - здесь в средствах массовой информации постепенно намечается тенденция к увеличению позитива.
В этом смысле особенно интересна динамика продвижения брэнда "риэлтор". Если весной 2007 года в СМИ был всплеск негативных публикаций о риэлторах (что аналитики связывают с резким скачком цен на недвижимость), то уже к весне 2008 года основной объем журналистских публикаций о риэлторах тяготеет к положительному имиджу профессии.
Эта информация прозвучала на пресс-конференции Нижегородской Гильдии Риэлторов. Комментируя итоги опроса россиян, исполнительный директор НГР Алексей Макаров особое внимание уделил необходимости формирования в СМИ положительного образа риэлтора, основываясь на реальных примерах компаний - членов профессионального сообщества.
Президент НГР Александр Жилевский также подчеркнул ответственность журналистов в вопросе массового обучения клиентов основам потребительской культуры.
- СМИ должны формировать понимание того, кто такой риэлтор, - сказал он. – Утверждая, что риэлторы «плохие», журналисты загоняют клиентов в черный рынок. Дешевый, но не гарантирующий никакой безопасности.
- Риэлтор – это профессия, - поддержала его председатель Управляющего Совета НГР по сертификации Наталия Вязанкина. - Понятия «черный риэлтор» не существует. Мы же не говорим «черный юрист» или «черный врач». Русскоязычный вариант слова «риэлтор» зарегистрирован как товарный знак РГР. Риэлтор является сотрудником компании, входящей в состав Нижегородской, а через нее в состав Российской Гильдии. Те, кто работают сами по себе или в компаниях – не членах профессионального сообщества, называться риэлторами не могут. Это посредники, маклеры, агенты – кто угодно, только не риэлторы.
- Если провести социологический опрос отдельно по обычным агентствам и агентствам – членам НГР, результаты будут сильно отличаться, - уверена вице-президент Нижегородской Гильдии по связям со СМИ Ирина Малыгина. – В том числе и потому, что в первом случае при возникновении конфликтной ситуации клиент может рассчитывать на восстановлении справедливости только через суд и прокуратуру. Во втором – всё решается до суда, на Комиссии по этике НГР. И эта услуга совершенно бесплатна. Но жалуются-то как раз на компании, не входящие в наше содружество! А тут мы, увы, ничем помочь не можем…
Кроме того, до 1 января 2009 года все агентства, входящие в состав НГР, обязаны пройти сертификацию. Сертификация предполагает, в частности, страхование профессиональной ответственности. Для клиента это означает, что в любой ситуации он получит гарантированное возмещение ущерба.
Как же отличить риэлтора от непрофессионала? С одной стороны, так же, как и любого специалиста: по степени владения информацией, ответственности, вниманию к мелочам. С другой стороны, по наличию необходимых документов, подтверждающих его квалификацию (аттестат, сертификат) и принадлежности к профессиональному риэлторскому сообществу.
Кстати, правление Нижегородской Гильдии намерено создать в помощь клиентам веб-ресурс с базой данных о риэлторах Нижнего Новгорода и области.
Фото: www.chelreal.ru