![](http://img-news.ners.ru/news/4d/4d2d9f47322a0bb17e42e31fbf5162d5.jpg)
Считается, что до кризиса вторичный рынок недвижимости был рынком продавца. То есть продавцы диктовали покупателям свои условия на фоне растущих цен. Квартира кажется слишком дорогой? Да пока ты думаешь, она еще подорожает! Что-то не нравится? Иди гуляй, за твоей спиной целая очередь желающих!
Но несколько лет назад, после обвала курса рубля, ситуация кардинально изменилась. Образовался рынок покупателя, и теперь уже последний помыкает продавцами так и сяк: выбивает скидки, грозясь, что купит другую квартиру, придирается к мелким недостаткам, не торопится с покупкой, перебирая десятки вариантов. И наконец ждет, пока измученный долгой продажей собственник в очередной раз снизит цену.
Так да не так. Если сегодня вам приспичит купить или продать квартиру на вторичном рынке, почти наверняка вы убедитесь, что нет ни рынка покупателя, ни рынка продавца. Добро пожаловать на рынок идиота!
Важное замечание. Идиоты, о которых идет речь, – это не покупатели и не продавцы. Увы и ах, чаще всего речь идет об агентах недвижимости. Вы спросите, с какой стати их так обидно обзывать? Спору нет, нельзя всех под одну гребенку. Но исключения только подтверждают правило.
Каждый знает, что основным двигателем рынка недвижимости, как первичного, так и вторичного, сегодня стал интернет. Но рано или поздно самые совершенные технологии упираются в узкий лоб индивида, заполняющего форму с характеристиками объекта.
Подробно описать квартиру, чтобы привлечь внимание покупателей? Зачем, ведь всегда можно содрать под копирку тупой стандартный текст с повторяющимися из года в год орфографическими ошибками.
Заказать профессиональную фотосессию, зная, что хорошие фотографии объекта – залог успешной сделки? А на фига? Давайте лучше сфоткаем квартиру на допотопный телефон при минимальном освещении, чтобы картинки получились максимально смазанными. Да даже этого можно не делать! Куда проще запилить вместо иллюстрации выцветшую ксерокопию старого ПИБовского плана. Но самый шик – сделать заглавной иллюстрацией объекта фотографию листа бумаги с заголовком ДОКУМЕНТ (это не шутка, такие варианты – не редкость).
И вот сначала они выставляют на продажу квартиру в таком виде, а потом удивляются, почему нет звонков. И терпеливо втолковывают расстроенным продавцам: дескать, чего вы хотели? Оглянитесь вокруг! Банки рушатся, зарплаты падают, у покупателей пустые карманы – и давайте снижать цену, а то вообще никогда не продадим…
Возможно, я сгустил краски. Но, перед тем как спорить, зайдите в раздел вторичных квартир на любом популярном сайте и посмотрите сами. Отдельные достойно представленные объекты выглядят бриллиантами на фоне сотен замыленных фотографий, убогих описаний и нечитаемых планов.
А теперь самое необъяснимое. Несмотря на появление новых смартфонов с продвинутыми камерами, развитие программ профподготовки агентов и омоложение штатов агентств недвижимости, ситуация почти не улучшается! Это похоже на какой-то заговор альтернативно одаренных риэлторов против законов экономики, маркетинга и прогресса.
Как же продать свою квартиру на таком рынке? Дадим три совета.
1. Перед тем как подписать договор с агентством, настаивайте на хорошей фотосъемке вашей квартиры и выборе лучшего кадра для заглавного фото.
2. Требуйте составления оригинального и грамотного описания квартиры с перечислением всех ее преимуществ.
3. Не заключайте договор с риэлторами, которые сочтут эти требования идиотскими.