Продается готовый бизнес

Судя по растущему количеству подобных объявлений, рынок купли-продажи действующих предприятий динамично развивается.

В России рынок готового бизнеса по сути все еще находится в стадии формирования. И это не удивительно, ведь еще совсем недавно, в начале девяностых годов ушедшего столетия, компании продавались и покупались непосредственно их собственниками, число сделок измерялось единицами, а получить информацию о них было очень непросто - смена владельца проходила кулуарно. В самом конце прошлого века продажей действующих предприятий стали заниматься риэлторы, которые приобрели к тому времени опыт продаж коммерческой недвижимости. Количество ежегодно совершаемых сделок приблизилось к нескольким десяткам, стали появляться первые статистические данные о рыночной стоимости действующих фирм. По оценке наблюдателей в начале 21-го века в нашей стране появились и новый рынок - готового бизнеса и новая профессия – бизнес-брокер.

Спрос и предложение.

На сайтах российских компаний, занимающихся профессиональным сопровождением сделок по продаже готовых бизнесов, большое разнообразие объявлений как о продажах, так и о покупках. Впрочем, сразу бросается в глаза, что желающих купить тот или иной бизнес, в несколько раз больше, чем тех, кто намерен расстаться со своим предприятием. К примеру, в Нижнем Новгороде покупателей раз в двадцать больше, чем продавцов. Вероятно, главная причина такой диспропорции кроется в психологии: желание быть владельцем прибыльного бизнеса гораздо сильнее желания избавиться от такового.

А каковы вообще мотивы продавцов и покупателей готового бизнеса? «Есть много причин для покупки бизнеса, - говорит директор компании «Магазин готового бизнеса» Юрий Кузьмичев. - Они все, однако, сводятся к двум главным. Те, кто не имели опыта в бизнесе, могут рассматривать возможность покупки работающего дела, вместо того чтобы начинать с самого начала.Люди, уже владеющие бизнесом, могут пожелать приобрести еще один бизнес с целью ускорения финансового роста, пополнения товарной линии, увеличения своих возможностей или освоения нового рынка. У продавцов также свои причины: хочется попробовать себя в ином бизнесе или, просто, отдохнуть, пожить в свое удовольствие. Бизнес нередко продается наследниками. Как бы то ни было покупателю надо знать истинную причину продажи, а то потом окажется, что, к примеру, продуктовый магазин продавался из-за того, что рядом строится супермаркет».

Сегодня уже все предприниматели понимают, что продается и покупается любой бизнес. «Если он не убыточный», - добавляет Юрий Кузьмичев. Ну, с этим утверждением тоже никто спорить не будет.

Наибольшим спросом пользуются предприятия сферы услуг и общепита. В текущем году, судя по опубликованным на сайте «Магазина готового бизнеса» объявлениям, почти 60 процентов инвесторов по-прежнему проявляют желание приобрести автомойки и автосервисы, туристические агентства, салоны красоты, кофейни и небольшие рестораны. При этом предложение оказалось в несколько раз меньшим. Высокий спрос можно считать основным фактором того, что такого рода предприятия продаются достаточно быстро (за 1-2 месяца), а предъявляемые к ним требования по доходности меньше средних.

Наименьшим спросом в настоящий момент пользуются агропредприятия и СМИ, точнее в исследованном списке спроса заявок на СМИ вовсе не оказалось, и только одна – на покупку сельхозпредприятий – так и сказано: «Куплю колхозы и сельхозпредприятия, до $1 млн.». Очевидно,можно надеяться, что единственный в списке предложений колхоз будет успешно продан за требуемые $70 тыс.

Максимальным предложением характеризуется сфера производства и, прежде всего производство продуктов питания. Спрос на такие компании также меньше предложения, но здесь сложно говорить обо всей отрасли в целом. Так, число инвесторов, готовых вкладывать деньги в небольшие компании - разнообразные пекарни, кондитерские и колбасные цеха - больше количества выставленных на продажу бизнесов.

Бизнес надо оценить.

Во время продажи бизнеса продавец и покупатель преследуют разные цели: первый желает получить за свою компанию как можно большую сумму, второй - заплатить за нее как можно меньше. Окончательная, компромиссная цена определяется в процессе переговоров.

На цену влияют множество факторов: экономические показатели предприятия, наличие ликвидных активов и грамотной системы управления, репутация, психологические особенности и даже настроение договаривающихся сторон. Многое зависит от здравого смысла продавца. Как бы ему не было жаль «своего дела», он должен трезво оценивать его перспективу и помнить, что ни один покупатель вслепую не станет платить за его бизнес – проверит и перепроверит финансовые показатели, самостоятельно определит уровень прибыльности.

Стоимость бизнеса напрямую зависит от количественного соотношения потенциальных покупателей и компаний, предложенных к продаже. Соотношение между спросом и предложением может увеличить или уменьшить цену компании на 15-20%.

Увеличить спрос на какое-то конкретное предложение, подняв его цену, способна грамотная реклама. Эффект здесь достигается не за счет массовости - количество рекламных площадок, дающих хорошую отдачу от размещения информации о продаже, ограничено, - а за счет грамотного позиционирования. При этом надо учитывать, что если цена бизнеса завышена, никакая реклама не поможет продать его.

В связи с возросшей публичностью и открытостью рынка готового бизнеса любопытно посмотреть, какие подаются объявления. Как правило, в объявлении продавец указывает те сведения об объекте, какие считает нужными для первого знакомства потенциальных покупателей с объектом продажи. Некоторые продавцы действующих предприятий дают относительно полное описание «лота», включая перечень используемых объектов недвижимости, средств производства, оборудования, машин и механизмов, основных видов продукции и услуг, срок существования бизнеса, среднемесячные обороты и суммы затрат, количество работников и фонд заработной платы, особенности местоположения объекта, вид имущественных прав на него и т.д. Многие продавцы сегодня в дополнительных сведениях о продаваемом объекте сообщают и предполагаемый срок окупаемости предприятия. Разумеется, главный пункт, хотя и не часто встречающийся, – ежемесячная прибыль предприятия. А есть продавцы, которые интригуют, не стремясь раскрыть в объявлении подробностей. Не будем делать по этому поводу поспешных выводов, но все же такая «реклама» кажется, как минимум куцей.

Специалисты указывают, что повысить стоимость компании на 10-15% может грамотная предпродажная подготовка. Она включает в себя составление документов, предоставляемых инвестору, разработку оптимальной схемы отчуждения и т.д.

Юрий Кузьмичев придерживается разделения подходов к продаже малого (семейного) бизнеса, среднего и крупного. Каждая из этих групп требует применения разных правил предпродажной подготовки. На нижегородской площадке малый бизнес продается не выше $200 тыс., средний – до $10 млн., крупный еще дороже, и «игра» в последнем случае идет совсем по другим правилам. И сроки процесса продажи здесь тоже иные – переговоры о смене собственника крупного предприятия длятся иногда годами.

«Необходимо иметь ввиду, что между стоимостью бизнеса и ценой его продажи всегда существует разница, - замечает управляющий компании «Магазин готового бизнеса» Григорий Рябченко. - Потому что у продавца и покупателя различная мотивация. Окончательная цена продажи всегда отражает две простые истины: покупатель приобретает будущее компании, но платит за её прошлое, и продавец может только согласиться с предлагаемой ценой».

А ведь это выгодно.

Если вы впервые решили войти в бизнес, то, конечно, дело пойдет быстрее, если вы приобретете бизнес, который уже давно и успешно работает, а значит, уже существует определенный товар или услуга, готов штат наемных сотрудников, известны позиции на рынке с реальными потребителями, отлажена сеть поставщиков, установлены дистрибутивные каналы и существует вполне определенный доход. Наиболее привлекательно в этом то, что вам не придется придумывать или выбирать новый вид товара или услуги: все уже сделано предшественником. Кроме того, в случае покупки бизнеса значительно проще найти финансирование – под раскрученный бизнес банки охотнее дают кредиты, чем под новый.

Однако прежде чем приступать к покупке, необходимо помнить, что указанные преимущества могут одновременно быть серьезными недостатками. Тот факт, что все уже заранее установлено, может также означать, что этот бизнес труднее изменить. Сотрудники могут отрицательно отнестись к новому владельцу. Существующее производство, оборудование, или технологические процессы могут быть устаревшими. Рынок для данного товара может быть в состоянии уменьшения. Расположение бизнеса может стать неудобным, что означает необходимость перенести его на другое место. Существующие поставщики или дистрибьюторы могут работать неэффективно и т.д.

И все таки разумная осмотрительность и оправданный риск приведут к успеху, чего мы вам и желаем.

Материал подготовила Светлана Забалуева при содействии специалистов компании «Магазин готового бизнеса».

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: