
Психиатры обнаружили в поведении многих покупателей недвижимости во время кризиса признаки маниакально-депрессивного психоза. Впрочем, при покупке квартиры нервы у людей сдают и в спокойные времена, говорят риелторы.
61% граждан, решивших купить недвижимость во время кризиса, не совсем здоровы психически, показало исследование, проведенное специалистами агентства недвижимости Doki совместно с Санкт-Петербургским научно-исследовательским психоневрологическим институтом. С ноября 2008 г. по август нынешнего года специалисты изучили более тысячи историй о покупке недвижимости, совершенных в Москве и столичном регионе.
"Бредовые идеи" и "речевое возбуждение"
В поведении людей, решившихся в рискованный период сделать покупку на падающем рынке, медики отметили ряд признаков маниакально-депрессивного психоза (МДП). Среди них – "внезапное повышение настроения", "двигательное, речевое и интеллектуальное возбуждение". Все эти симптомы чаще свидетельствуют о наличии маниакальной стадии МДП, пишут специалисты. "При этом мысли респондентов были полны оптимизма, преобладала переоценка личности, идея величия вплоть до бредовых идей фантастического содержания", – отмечается в исследовании.
Большинство покупателей (73%) были полностью поглощены своими планами. Своего рода навязчивой идеей у многих было желание приобрести жилье рядом с местом работы, и многие очень боялись упустить шанс сделать это. Более 67% респондентов высказывали страх перед возможностью отмены сделки в последний момент, а 84% продемонстрировали признаки эмоционального перенапряжения, хронической усталости и даже полной апатии после покупки квартиры. В эмоциональных срывах в процессе покупки квартиры признались 27% респондентов. Основным же негативным фактором во время приобретения объекта недвижимости в Москве большинство респондентов (92%) назвали возможность чрезмерных расходов, потери денежных средств или утраты обретенного жилья.
Продавцам тоже несладко
Тем людям, которые в период кризиса продавали свои квартиры, специалисты не поставили столь же определенного диагноза, как покупателям жилья. Но в то же время в исследовании отмечается, что решения о продаже квартиры в большинстве случаев тоже принимались в условиях стресса, на негативном информационном фоне: под влиянием сообщений в СМИ и мнений знакомых, которые считали, что недвижимость в новых условиях не является надежным объектом сохранения денежных средств. Кроме того, многие из продавцов к тому времени уже ощутили кризис на себе. Лишь 12% продавцов совершали продажу под влиянием личных факторов и были полностью уверены в своем решении. Квартиры продавали, чтобы убежать от реальности, делают вывод авторы исследования.
Недвижимость плохо влияет на психику
Врач-консультант Московского НИИ психиатрии Галина Куприянова сказала GZT.RU, что количество людей, страдающих маниакально-депрессивным психозом в мире и в России, точно не установлено. Впрочем, по данным разных исследователей, цифры распространенности недуга колеблются от 0,4 до 3,23%. На фоне этих цифр указанная в исследовании Doki распространенность МДП среди покупателей недвижимости (61%) выглядит тревожно.
В начале этого года директор Центра психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева рассказывала, что нынешний кризис и ситуация неопределенности критически отозвались на психическом состоянии людей. В то же время у россиян в ходе сложных 1990-х гг. выработался своего рода иммунитет к подобным стрессовым периодам, отметила врач.
Нервная сделка
"Любая сделка на рынке недвижимости – это большой стресс", – сказал GZT.RU руководитель аналитического центра «Гдеэтотдом.ру» Александр Пыпин. Нервные срывы у участников сделок бывают довольно часто, отмечает он, причем вне зависимости от того, кризис на дворе или нет. Стресс зачастую неизбежен в ситуации, когда людям приходится в одночасье расставаться с огромными деньгами, на которые многие из них работали по 10-20 лет. Кроме того, сказывается напряженный график, в котором находится человек, заключающий сделку: ему приходится ездить по множеству мест, в том числе государственных инстанций, нередко успевая сочетать это с работой, что также изматывает.
По словам Пыпина, риелторы часто попадают в ситуации, когда покупатели квартиры в решающий момент ведут себя "неадекватно", ярко выражая негативные эмоции. В период кризиса количество подобных случаев возросло, подтвердил эксперт.
В подобные моменты, по словам гендиректора «Бест-Недвижимость – Проспект Мира» Марины Некрасовой, очень многое зависит от профессионализма риелтора, который должен уметь разрешить ситуацию.