
В элитных объектах внешний вид здания традиционно имеет большое значение. Впрочем, и покупатели недорогого жилья начинают обращать внимание на архитектуру новостроек - такой тренд отмечают представители петербургского рынка недвижимости
Гармоничный внешний вид зданий привлекает покупателей вне зависимости от ценового сегмента жилья. Разница только в том, что клиент в эконом-классе может выбирать между примерно одинаковыми домами, оштукатуренными разными цветами, в то время как покупатель жилья класса «комфорт» располагает большими возможностями, и так далее, говорит директор по маркетингу Mirland Development Елена Валуева. Застройщики придают архитектурному облику своих объектов пускай и не первостепенное, но очень большое значение, потому как сегодня покупатели, помимо самой квартиры и ее внутренних характеристик, обращают внимание и на внешний вид дома, соглашается руководитель центра продаж объектов нового строительства АН «Итака» Ирина Румянцева.
Появляется все больше проектов, спроектированных известными архитекторами. Даже в недорогих объектах уделяется повышенное внимание архитектуре, рассказывает заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Михаил Гущин. Сейчас покупатель очень требователен, и для него недостаточно просто построить дом – необходимо создать полноценную среду обитания. Никто не хочет гулять среди однообразных серых коробок. Поэтому задача девелоперов крупных многоэтажных проектов очень непроста, ведь построить комплекс, где бы гармонично сочетались двадцатиэтажные дома, необходимые паркинги и зоны отдыха для жителей, достаточно сложно, говорит генеральный директор Setl City Илья Еременко.
Если говорить об эконом-классе, то основополагающим критерием при выборе квартиры все-таки является цена. Но при этом многие застройщики не обходят вниманием и архитектуру. Сегодня большой популярностью пользуются дома скандинавского стиля, яркими примерами которого являются проекты компаний NCC и ЮИТ, говорит директор департамента новостроек АН «Бекар» Эльдар Султанов.
Сколько тратят
Если рассматривать проект как весь объем работ застройщика от выбора участка до сдачи объекта под заселение, а долю затрат на архитектуру – как затраты на объем работ группы специалистов, собравших исходные данные, разработавших концепцию застройки, генплан и принципиальные объемно-планировочные решения, определивших архитектурный образ, силуэт, пропорции и цветовое решение, которые в конечном итоге и формируют внешний облик застройки, ее привлекательность в окружающей среде, – то эта доля в денежном выражении ничтожно мала. Завися от многих факторов, она составляет 0,1-0,5%, рассказывает начальник архитектурно-строительной мастерской №2 ЗАО «ЭталонПроект» (входит в ГК «Эталон») Андрей Апарин. Если рассматривать проект только как объем проектных работ (все стадии проектирования), необходимых для строительства объекта, то эта доля составляет 3-5% от общего объема затрат.
Илья Еременко поясняет, что при реализации проектов эконом- и комфорт-класса долю затрат на архитектуру можно оценить в 2-3%. В проектах более высокого уровня – «бизнес» и «премиум» – этот показатель выше, обычно порядка 4%, в редких случаях – 5%. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой локации таких проектов: часто в границах исторического центра, где окружающая застройка диктует свои условия, необходимо особым образом прорабатывать соответствие архитектуры объекта окружающим зданиям.
Игроками рынка называются и другие цифры. В среднем застройщик тратит на архитектуру жилого объекта 10-15% от бюджета строительно-монтажных работ, считает генеральный директор компании London Real Invest Зося Захарова. Конечно, отмечает эксперт, этот показатель может и выходить за указанные рамки: на архитектуру дома, относящегося к категории «жесткого эконома», может уходить и 5%, а на архитектуру элитного проекта, для которого приглашается архитектор с известным именем, – до 20%.
Необычные коробки
Заместитель генерального директора АН «АРИН» Владимир Спарак говорит, что в Петербурге нет общепринятой или востребованной архитектурной стилистики домов. С одной стороны, это связано с тем, что интересные архитектурные решения присущи, в основном, жилью высокого класса, где разнообразие стилей – необходимая составляющая. Покупатели хотят, чтобы их дом был уникальным, узнаваемым. С другой стороны, строительство дома – это длительный процесс, поэтому архитекторам нет смысла следовать за популярным стилем – через 2-4 года вкусы изменятся, и что популярно сейчас, практически не имеет значения. Такая ситуация привела к тому, что компании стараются уловить еще только зарождающиеся технологии, чтобы первыми реализовать их и задать своеобразный тренд.
Генеральный директор управляющей компании группы «Унисто Петросталь» Арсений Васильев рассказывает, что если говорить о новом строительстве, то в сегментах бизнес-класса и премиум-класса можно выделить преобладание классического стиля, современного конструктивизма, ретроспективизма и сталинского неоклассицизма, в эконом-классе преобладает советское наследие в виде типовых серий и также современный конструктивизм.
«Проекты эконом-класса в Петербурге – это стандартные дома, построенные по типовой технологии. Зачастую застройщик имеет в своем штате архитектора, который лишь немного изменяет архитектурные черты дома для очередного проекта, – говорит Зося Захарова. – В проектах класса “комфорт” уже можно увидеть какие-то элементы отделки фасадов, которые выделяют проект из череды однообразных зданий; это может быть, например, застекление фасада, декорирование его плиткой, игра с цветом, интересные решения, связанные с конструктивом здания, и прочее».
Если мы говорим о массовом сегменте, клиенты здесь не настолько требовательны к архитектурному облику дома. Для них важнее планировка будущей квартиры, уровень отделки мест общего пользования, входной группы и т.д. Дом должен быть внешне приятным для восприятия, но не обязательно построенным по индивидуальному проекту именитого архитектора. Кроме того, любая архитектурная деталь влияет на стоимость жилья, а покупатели в массовом сегменте не готовы переплачивать за это, соглашается начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой» Николай Гражданкин.
Сегодня нет преемственности, поддержания градостроительной модульности организации пространства, материалов, элементов и т.д. В новостройках «код Санкт– Петербурга» был нарушен, подчеркивает председатель Комитета по архитектуре Гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор «Архитектурной мастерской Цыцина» Сергей Цыцин. По его мнению, роль архитектуры при строительстве жилых домов будет увеличиваться, поскольку со временем выигрывать соревнование за клиента будет все сложнее (этот фактор является конкурентным преимуществом компании и объекта).
Архитектурные изыски
Существует тенденция строить новые проекты в соответствии с окружающей застройкой. Это касается не только центральной части города, где этот вопрос наиболее актуален, но и других районов, говорит директор департамента жилой недвижимости АН Home estate Наталья Комиссарова. То есть если та или иная территория застроена современными домами, то и новый объект будет соответствующим; если вокруг, например, «сталинки», то архитекторы стараются построить новый проект похожим по стилю. В целом, жилье, строящееся в невысоких ценовых категориях, достаточно однотипно.
«Современная архитектура делает жилую среду города более живой, разнообразной. Но это касается только качественных продуктов архитектора. К сожалению, сегодня встречаются и явно “халтурные” объекты, неряшливые или диспропорциональные, чужеродные для конкретного места застройки, – рассуждает Андрей Апарин. – Мне лично кажется, что жилая застройка по своему образу, пропорциям и членениям должна отличаться от объектов нежилых. А ведь встречаешь порой жилые здания и даже комплексы, больше похожие на офисные, “бизнес-центровские”, а иной раз даже на промышленные объекты. Чего, на мой взгляд, не должно быть».
Михаил Гущин считает, что с точки зрения архитектуры в сегменте недвижимости эконом- и бизнес-класса можно отметить проекты «Никитинская усадьба», «Новый город», «Шведская крона». В сегменте элитной жилой недвижимости – Diadema Club House. Эксперт соглашается с тем, что единого стиля в строительстве жилья сейчас в Петербурге нет, все во многом зависит от фантазии архитектора и застройщика.
Проекты бизнес-класса – это уже не просто типовые кирпично-монолитные коробки. Здесь применяются разнообразные архитектурные решения, одна из основных целей – вписаться в окружающий ландшафт – застройки или природного окружения. Элитный проект также всегда предполагает интересные архитектурные решения. Для работы над проектами в этом сегменте часто приглашают известных архитекторов, подчеркивает Зося Захарова. «Для элитного сегмента внимание к архитектуре объектов является традиционным», – говорит коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад» Денис Бабаков. Чаще всего решается задача его гармоничного включения в сложившееся историческое окружение – например, фасадное решение здания первой очереди премиального жилого комплекса
«Смольный парк» перекликается с расположенным рядом зданием в стилистике конструктивизма 1950-х годов. «Если речь идет о постройке объекта в природном окружении – архитектура объекта учитывает это в первую очередь», – добавляет Денис Бабаков.
Можно предположить, что по мере увеличения благосостояния граждан и, как следствие, платежеспособного спроса архитектурный уровень проектов в жилой недвижимости будет расти, равно как и спрос на объекты экологического строительства, подытоживает Елена Валуева.
Мнения:
Денис Бабаков, коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад»:
Архитектурное своеобразие объекта вкупе с продуманной квартирографией и удобными планировками за последние несколько лет стало неотъемлемой, обязательной чертой успешных проектов. Сегодня покупатели совершенно обоснованно ожидают от застройщика не только стандартного набора опций, соблюдения сроков сдачи и т.д., но и экстерьерного своеобразия объектов. Это является мощным конкурентным преимуществом, позволяющим выделить объект на рынке недвижимости, построить яркое маркетинговое позиционирование и продвижение. Такая тенденция будет развиваться, обогащая городскую среду проектами с авторской архитектурой. Сегодня какой-то петербургский стиль выделить сложно (если только речь не идет о возведении жилья в районах исторической застройки), но в архитектурных традициях нашего города – соответствие объекта его окружению, мышление архитектурными ансамблями и кварталами. Сегодня оригинальный облик объектов является важной чертой не только элитного сегмента, но и масс-маркета – этому способствуют как высокая конкуренция на строительном рынке, так и общее развитие потребительской культуры.
Зося Захарова, генеральный директор компании London Real Invest:
Проект должен быть действительно талантливым и уникальным, чтобы соответствовать архитектурному облику города, это удается единицам. Архитектурный облик дома влияет на интерес к нему со стороны покупателей, даже если это касается эконом-класса. Безусловно, определяющим фактором спроса для квартиры эконом-класса будет ее стоимость. Однако при выборе между двумя равными по стоимости объектами их архитектура может сыграть свою роль. И эта тенденция с увеличением на рынке конкуренции будет продолжаться. При покупке жилья в элитном доме состоятельные граждане хотят не просто приобрести квартиру в красивом доме с хорошей локацией, но и сделать удачную покупку с точки зрения инвестиционных вложений. Конечно, хочется, чтобы через несколько лет такую квартиру можно было продать по более высокой цене. И здесь важным моментом становится привлечение знаменитых архитекторов, дизайнеров, что увеличивает добавочную стоимость квартиры и делает ее престижной и поэтому инвестиционно привлекательной.
Арсений Васильев, генеральный директор управляющей компании группы «Унисто Петросталь»:
Привлекательная архитектура здания является преимуществом для покупателей жилья бизнес- и премиум-класса. Можно ожидать, что по мере развития рынка жилья Санкт-Петербурга будут складываться некие схожие классификации, и архитектурный стиль дома будет выступать самостоятельной единицей оценки при выборе потребителя. На первом же месте останутся соотношение цена/качество жилья и репутация застройщика. Если мы говорим о массовом рынке жилья, то, как правило, приобретение квартиры – это долгосрочная крупная инвестиция, порой совершаемая раз в жизни. Клиенты обращают внимание, в первую очередь, не столько на красивую архитектуру здания, сколько на то, качественно ли построен дом, в котором они будут жить, своевременно ли он будет сдан в эксплуатацию. Можно нарисовать красивые картинки здания и показать его потребителю, но если известно, что качество строительства у данного застройщика оставляет желать лучшего или он редко укладывается в анонсируемые сроки сдачи проекта, то вряд ли проект спасет хороший дизайн.
Фото: www.vladname.ru