
Ситуация на рынке для покупателей жилья непростая: с одной стороны, спешить явно не стоит — цены снижаются, с другой — те, кто ожидает более выгодных предложений, могут остаться с носом, так как после распродажи текущих объектов новые появятся не сразу. Какие города на юге Подмосковья могут заинтересовать потенциальных покупателей, выяснял D’
Определяющим фактором в вопросе привлекательности любой загородной недвижимости является транспортная доступность населенного пункта. Симферопольское шоссе обладает хорошей пропускной способностью, а работы по его реконструкции повысили интерес покупателей к данному направлению. «Поток машин здесь не тормозят светофоры, трасса идет в обход всех городов и разделяет транспортные потоки с Варшавским шоссе, проходящим параллельно, все это позволяет быстро передвигаться за пределами МКАД, — говорит руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome Владимир Кузнецов. — Однако при въезде в Москву оба шоссе сливаются, увеличивая трафик уже внутри города, что существенно затрудняет путь до работы жителям этих направлений».
Калужское шоссе также является одним из самых свободных. Нередко его даже называют альтернативной знаменитой Рублевке, только на деле оно куда более комфортабельное, чем загородная «золотая миля».
Неплохие рекреационные характеристики южного направления нивелируются наличием вредных производств, расположенных почти на всей протяженности трасс. Однако здесь ведется активное коттеджное строительство, что повышает привлекательность района. Особенно городов, расположенных в 20-километровой зоне от МКАД. «Если говорить о нынешнем состоянии дел, инвестиционный климат в разных географических сегментах жилой недвижимости существенно не отличается, и тем, кто рассматривает это направление с целью приобретения квартиры для проживания, я бы рекомендовал покупать именно сейчас, — продолжает Владимир Кузнецов. — При наличии свободных средств это действительно выгодно: в настоящий момент рынок ориентирован на клиента — выбор объектов к концу осени существенно увеличился, и продавцы довольно легко идут на предоставление дисконтов». Ведущий аналитик холдинга «МДК-групп» Евгений Рубан уверен, что на юге можно найти объекты, которые помогут не только сохранить средства, но даже приумножить их: «В частности, имеет смысл обратить внимание на жилье экономкласса. Самыми привлекательными городами являются Химки, Красногорск и Одинцово, но если говорить именно о южном направлении, то интерес представляют Троицк и Чехов, потенциал которых недооценен».
Недвижимость по-прежнему остается одним из самых надежных и доходных активов для граждан, уверяют эксперты. А некоторые из них и вовсе советуют не медлить с выбором. «Инвестор понимает: покупаемая квартира должна быть востребована даже через несколько лет. Предположим, нам удалось подобрать отличное жилье с блестящими характеристиками. Теперь важно понять, что будет происходить с рынком в целом. Во-первых, жилье — один из наиболее востребованных во всем мире товаров, ведь людям всегда нужно где-то жить, а Россия по обеспеченности населения жильем находится в числе отстающих стран. Во-вторых, государство дало понять, что не допустит произвола на строительном рынке. В-третьих, объектов становится все меньше, несколько крупных девелоперов уже заявили о сокращении своей инвестпрограммы на ближайшие один-три года, — объясняет советник президента финансово-строительной корпорации “Лидер” Григорий Алтухов. — Это означает, что после того, как будут проданы строящиеся сегодня дома, на рынке образуется дефицит, компенсировать который отчасти смогут лишь инвестиционные квартиры. Поэтому покупатель, ожидающий более выгодных предложений, может остаться ни с чем: когда он созреет до покупки, лучшие объекты уже исчезнут с рынка».
Чехов — 55 км
Основной минус Чехова — существенная удаленность от Москвы. Довольно трудно работать в столице (особенно в стандартном офисном режиме с 9.00 до 18.00), проживая в Чехове. Но рабочих мест в городе мало, а потому тысячи жителей каждый день тратят около четырех часов на дорогу в Москву. Электричка с Курского вокзала или от станции метро «Царицыно» идет почти два часа, автобусы и маршрутки отправляются от станции метро «Южная» — без учета пробок дорога займет около часа, однако без них, как положено, не обходится.
Город по провинциальному уютный, в то же время за ним еще с первых постсоветских лет закрепилась репутация криминально неблагополучного. Теперь это, скорее, легенда, чем действительность, но в некоторые кафе и рестораны местные жители до сих пор заходить не советуют. То же касается и ночных клубов. «На улицах всегда много нетрезвой молодежи, — говорит Михаил, отказавшийся от покупки квартиры в Чехове. — Драки “стенка на стенку” тут все еще случаются, причем регулярно. Создается ощущение, что 70% молодежи ограничиваются школьным образованием, в лучшем случае ПТУ. Увы, социально-культурный облик Чехова совершенно непривлекателен».
Как и в большинстве подмосковных городов, детских садов не хватает, а те, что есть, подвергаются критике. «Сады переполнены. Я своего ребенка записала в садик, когда ему было две недели. Многие родители платят “вступительный взнос” — от 3 тыс. руб. и больше. Сами сады совершенно не соответствуют современным нормам. Приходится постоянно сдавать деньги на покупку обоев, краски, мусорных бачков и пр.», — рассказывает Вера, молодая мама из Чехова. Зато в городе развивается спортивная индустрия: недавно построены Ледовый дворец и центр «Олимпийский».
Экологическая обстановка в Чехове считается более или менее благополучной, однако расположенные в черте города предприятия выбрасывают в окружающую среду много вредных примесей. Здесь помимо пищевого, сельскохозяйственного, медицинского производства функционирует большой полиграфический комплекс, а также регенератный завод и завод пластмасс. «По вечерам, а иногда и утром над городом витает запах пластика и резины, — говорит один из местных жителей. — Он повсюду, даже в районах, расположенных в западной части города, относительно чистой».
Недовольны жители и уровнем развития торговой инфраструктуры. В городе только один круглосуточный магазин и единственная дежурная аптека. Торговых центров здесь еще нет (крупный ТРЦ «Карнавал» только строится), равно как и кинотеатров. «Город — один из самых скучных, во всяком случае на южном направлении, — считает Наталья, уроженка Чехова. — Подольск и даже Серпухов намного лучше. Большинство жителей только ночуют в городе, учатся, работают и отдыхают в Москве и Подольске». Правда, тем, кто не водит машину, в столице задерживаться не рекомендуется: в 23.00 уходит последний автобус на Чехов.
Инвестиционная привлекательность
В городе ведется как точечная, так и квартальная застройка. Цены на недвижимость многие эксперты считают существенно завышенными. Однако по сравнению с московскими они все же более чем доступные.
В микрорайоне Губернском появятся разные дома: от 12 до 22 этажей, как серийных, так и возводимых по индивидуальному проекту. Здесь будут своя школа, детский сад, гаражи и стоянки, спортивный зал. Несколько корпусов готовы и ожидают госкомиссии (ГК). Стоимость 1 кв. м в корпусах, сдача которых запланирована на 2009–2010 годы, начинается от $1,7 тыс. На улице Квартальной возводится 12-квартирный дом переменной этажности. Предусмотрена чистовая отделка помещений. Сдача объекта планируется в 2010-м. Стоимость однокомнатной квартиры (54 кв. м) — 3,5 млн руб.
На стадии проекта находятся также микрорайон Олимпийский и вторая очередь микрорайона Вокзального. Сколько будет стоить жилье в новостройках, сказать пока сложно. Да и прогнозы относительно сроков не только окончания, но и начала строительства в условиях финансового кризиса — дело неблагодарное. Основной сдерживающий фактор — проблема расселения жителей из ветхих домов. Денег на это у местных властей нет. В Чехове действует специальная программа, рассчитанная на привлечение инвесторов, она предполагает поэтапный снос ветхого жилья, реконструкцию дорог, объектов социальной и торговой инфраструктуры. Как на программе скажется финансовая нестабильность — предугадать нелегко.
«Самый крупный проект осуществляет СУ-155, но это панельные дома, к тому же на окраине города. В Чехове много ветхого жилья, слабо развита развлекательная и торговая инфраструктура. Большой плюс — удобное транспортное сообщение с Москвой по Симферопольскому шоссе и Курской железной дороге. Думаю, Чехов находится на начальном этапе развития. Пока это не лучший инвестиционный рынок, но для проживания Чехов вполне подходит, если работать в самом городе», — считает Григорий Алтухов.
Плюсы:
низкие цены;
большой потенциал развития
Минусы:
небольшой выбор новостроек;
удаленность от Москвы
Подольск — 16 км
Подольск — один из самых густонаселенных городов МО. К нему ведут Варшавское и Симферопольское шоссе, автобусы и маршрутные такси отправляются от станции метро «Южная». На электричке до города можно добраться с Курского вокзала. Несмотря на то что транспортное сообщение со столицей развито неплохо, времени на дорогу уходит много. Виной тому пробки: на обоих выездах из Подольска (на Варшавское и Симферопольское шоссе) скапливается невероятное количество машин. Электрички ходят регулярно, но утром и вечером они переполнены, то же самое можно сказать о маршрутках и автобусах. В самом городе без пробок тоже не обходится: улочки узенькие, и стоит где-нибудь случиться затору, встают и все прилегающие магистрали и переулки.
Поскольку город довольно большой, в нем много школ и детских садов. «Детских садов все равно не хватает, — рассказывает моя коллега Евгения. — Попасть в дошкольное учреждение в срок трудно. Есть частные садики, но их всего три. Жителей все прибавляется, а новых детских учреждений не строят, так что с годами, скорее всего, проблема лишь усугубится». Школ в городе хватает, причем несколько из них относятся к так называемым учреждениям повышенного статуса. Центр развития детей, где малыши могут заниматься творчеством, только один, всего же в городе четыре учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальная школа и школа искусств. Здравоохранение не хуже, чем в большинстве подмосковных городов, но жители Подольска лишены альтернативы государственным медуслугам: частные клиники здесь лишь стоматологические.
«У нас довольно много супермаркетов (есть, например, “Квартал”, “Перекресток”), — рассказывает Евгения. — Количество их резко возросло за последние три года: теперь в каждом квартале есть удобный магазин. Цены в них, правда, высоковаты. Выше, чем, скажем, в гипермаркете “Глобус”, который построили недавно между Подольском и Климовском. Именно туда все ездят за продуктами»».
Кафе в классическом смысле этого слова в Подольске нет, зато в наличии рестораны. Причем как сетевые («Якитория» и др.), так и местные. В последних, правда, можно встретить вполне определенную публику — местных «авторитетов». «Вообще города на юге МО считаются очень криминализированными, — рассказывает Евгения. — И у Подольска репутация с этой точки зрения сомнительная. Это до сих пор “рабочий” городок со всеми вытекающими последствиями. Но, в общем-то, на обычных жителях все это не сказывается — я не слышала, чтобы с кем-то из моих знакомых были неприятности. Разумеется, есть районы, где ночью в одиночестве лучше не появляться, но ведь и в Москве таких мест немало».
Инфраструктура развивается активно: так, к уже действующему фитнес-центру прибавилось еще два. При этом один, принадлежащий сети «Донспорт», с бассейном. Появляются магазины, развлекательные и торговые центры. Кинотеатров в Подольске два: один реконструированный советский, «Родина», там всего один зал, второй — современный, на четыре зала. Правда, по выходным там очень много народу: люди съезжаются из соседних городов отдохнуть, поэтому билеты надо покупать заранее.
Инвестиционная привлекательность
В Подольске много строят и много сносят. Окраины, где раньше теснились бараки и первые, еще трехэтажные, хрущевки с деревянными полами, постепенно освобождаются, там возводятся новостройки — много панельного, социального, жилья. «Подольск формировался как промышленный центр возле столицы. Это и определяет его сегодняшний облик: унылая типовая, к тому же хаотичная застройка без выраженной сердцевины, неразвитая транспортная сеть, плохая экология. Хотя, надо отметить, в настоящее время многое делается, чтобы превратить Подольск из промзоны в благополучный пригород, — говорит Григорий Алтухов. — По меркам Подмосковья здесь хорошо развита инфраструктура: предприятия общественного питания, бытового обслуживания, фитнес-центры, развлекательные учреждения и кинотеатры, строятся школы и детские сады. Впрочем, некоторые удаленные от ж/д станции районы обделены даже продуктовыми магазинами».
До недавнего времени рынок был монополизирован Подольским строительным комбинатом, который застраивал не только «свою территорию», но и Домодедово с Климовском. Теперь можно увидеть проекты крупных столичных девелоперов. «Кризис, кажется, никак не сказался на недвижимости Подольска, во всяком случае пока, — замечает Евгения. — Совсем недавно огородили новую площадку под торговый центр. Новостройки возводятся повсюду. Часто целыми кварталами, как, например, комплекс с пафосным названием “Подольские просторы”». Этот ЖК расположен в микрорайоне Юго-Западное, застройка которого ведется в две очереди. Уже готово несколько серийных панельных домов, идут работы над еще тремя панельными и четырьмя кирпично-монолитными зданиями. Ожидается, что строительство завершится к середине 2009 года. В этом квартале строят также детский сад, школу, шесть комплексов гаражей на 3,6 тыс. мест. Во вторую очередь предполагается возведение многофункционального центра и пяти серийных домов. Квартиры небольшие — от 37 до 71 кв. м. Стоимость — от $2,9 тыс.
На улице Ватутина уже построен панельный 17-этажный дом. Рядом с ним есть детская площадка, но территория не огорожена. В 10 минутах ходьбы школа и детский сад, супермаркеты, поликлиника. Торгово-развлекательный центр и Ледовый дворец — в 10 минутах езды. Стоимость 1 кв. м — от $2,2 тыс.
Эксперты замечают, что цены на подольскую «панель», учитывая удаленность от Москвы и затрудненный из-за пробок доступ к городу, явно завышены. Тем, кто согласен с этой точкой зрения, можно посоветовать обратить внимание на ЖК «Южный парк», его строительство завершится лишь к 2010 году. Цена привлекательна — от $1,9 тыс. за «квадрат». Три 17-этажных монолитно-кирпичных дома расположатся на огороженной охраняемой территории с площадками для отдыха и детских игр. Еще более интересная цена (всего $1,5 тыс. за 1 кв. м) в кирпичном доме на Октябрьском проспекте. Предполагается, что он будет готов к середине 2009-го. К продаже предлагаются только двух— и трехкомнатные квартиры минимальной площадью 62 кв. м. Эксперты предостерегают потенциальных покупателей: цена подозрительно низкая, не исключены проблемы со строительством. В ЖК «Ренессанс» цены тоже привлекательные — от $1,7 тыс. за 1 кв. м. Квартиры — от однокомнатных с 40 кв. м до шестикомнатных площадью 173 «квадрата». Строятся два монолитно-кирпичных комплекса с подземной стоянкой. Территория не огорожена, что не мешает девелоперам позиционировать дома в бизнес-сегменте. ЖК будет иметь собственную инфраструктуру: фитнес-центр, кафе, магазины, службу быта, аптечный пункт.
Кирпичная новостройка — девятисекционный дом переменной этажности — возводится в микрорайоне Красная горка, на улице Колхозной. Конец строительства — середина 2009 года. Район активно развивается, рядом школа, детский сад, супермаркет. Но ж/д станция расположена в некотором удалении — по пустой дороге добираться до нее придется минут десять. Стоимость 1 кв. м в новом доме — от $2 тыс.
В центре Подольска осталось совсем мало места, но купить здесь квартиру в новостройке еще можно. Например, в 17-этажном кирпично-монолитном доме на пересечении улиц Народная и Индустриальная. Стройка продлится как минимум до конца 2009 года. Цена «квадрата» — $2,4 тыс. Плюс центра не только в развитой социальной, торговой, развлекательной инфраструктуре, однородном составе жителей, но и в близости от ж/д станции — платформа «Силикатная» находится в трех минутах ходьбы от новостройки.
«Подольск держится в середняках как для инвестирования, так и для проживания, — полагает Григорий Алтухов. — Если закрыть глаза на экологию и согласиться с многочасовой дорогой на работу и обратно (а иного выхода нет у большинства жителей подмосковных городов), жить там будет достаточно комфортно. Тем более есть возможность найти работу на одном из многочисленных предприятий. Квартиры пользуются спросом, а значит, и инвестиционные метры найдут своего покупателя». Перспективы роста цен, по мнению экспертов, стоит связывать с улучшением облика города в ходе продолжающейся массовой застройки при частичном сносе ветхого жилья, а также с предполагаемым расширением Варшавского шоссе. «При оценке потенциального дохода не стоит скидывать со счетов тот факт, что задержка сроков сдачи домов и оформления прав собственности в порядке вещей, — предупреждает Григорий Алтухов. — Обращайте на это внимание. Кроме того, при покупке квартиры интересуйтесь, сколько на объект выделено и сколько оплачено инженерных мощностей».
Плюсы:
большой выбор новостроек;
активно развивающая инфраструктура
Минусы:
плохая экология;
завышенные цены на панельное жилье
Троицк — 20 км
Троицк, расположенный на берегу реки Десны, находится на довольно значительном удалении от Москвы. Однако Калужское шоссе, обладая хорошей пропускной способностью, обеспечивает жителям Троицка возможность быстро добираться до дома из столицы. Иногда я навещаю свою подругу, живущую в одном из поселков рядом с Троицком, а потому транспортную ситуацию представляю себе отлично. Пробка, и основательная, может собраться на выезде из Москвы в часы пик и если дальше по трассе авария. Случаются они там часто, так как автомобилисты, видя пустую дорогу, грубо нарушают скоростной режим, выезжают для обгона на «встречку». В один из рабочих дней после обеда я простояла в пробке от Москвы до 7-го км шоссе почти два часа. Но, миновав место аварии, я тормозила только на светофорах. «20 км по Калужскому шоссе эквивалентны минимум 40 км по Ленинградке или Дмитровке, — говорит управляющий директор подмосковной курьерской компании Юрий Добродеев. — Светофоры, конечно, тормозят поток, но это все равно несравнимо с бесконечными заторами на других трассах».
Торговая инфраструктура в городе развита неважно: магазинов немного, круглосуточных супермаркетов явно не хватает. Все имеющиеся предприятия предоставляют услуги экономсегмента, более взыскательным клиентам можно посоветовать отправиться на Калужское шоссе, вдоль которого расположены торговые центры и магазины классом выше. На съезде с МКАД находятся IKEA, «Мега», «Ашан», другие супермаркеты. В поселках и непосредственной близости от них можно найти фитнес-клубы, рестораны, частные клиники, салоны красоты, школы и детские сады.
Троицк — город молодой, но за ним уже давно закрепилась слава научного центра (недавно он получил официальный статус наукограда). «На улицах чисто и тихо, даже в праздники мало пьяных — во всяком случае, меньше, чем в некоторых спальных районах Москвы, — рассказывает новосел Троицка Андрей. — Спокойно можно гулять с детьми и животными, не опасаясь агрессии. Атмосфера приятная». Коренные жители, правда, прекрасно знают, что утверждение это справедливо не для всех районов города. «Так уж у нас повелось, что в северной части Троицка селились в основном рабочие — это фабричные кварталы. Там и по сей день этакое “гетто”, — рассказывает Марина, коренная жительница города. — Чем дальше оттуда, тем лучше. Это касается не только обстановки на улице, но и магазинов, поликлиник, садиков, школ».
Инвестиционная привлекательность
Застройка в Троицке неоднородна: домики барачного типа соседствуют с современными монолитно-кирпичными высотками. Ветхого жилья много, а новые здания возводятся в основном точечно. Свободных площадок в Троицке чрезвычайно мало, находятся они в собственности города, и «лишних» девелоперов здесь не любят. Один из немногих жилых комплексов «Западный стандарт» на улице Нагорной уже построен. Квартиры в четырех 17-этажных домах продаются без отделки. На территории ЖК будут оборудованы детские площадки, рядом школа, детский сад, поликлиника, парк и набережная реки Десны. Стоимость 1 кв. м — от $2,1 тыс. На той же Нагорной улице построен 16-этажный монолитно-кирпичный дом. Первый уровень отведен под офисные помещения. В новостройке предлагаются к продаже одно— и двухкомнатные квартиры. Стоимость «квадрата» — от $2,5 тыс. По словам специалистов, для капиталовложений в Троицке лучше выбирать объекты на ранних стадиях строительства, так как в условиях финансового кризиса может оказаться, что потолок цен на готовые дома уже очень близок.
По стоимости от $2,2 тыс. за «квадрат» предлагаются квартиры в новостройке по адресу: микрорайон В, д. 61, в северной части города. Дом должны были сдать еще в 2007 году, но окончательную дату постоянно сдвигают. Рядом также расположены школа, детский сад, магазины, но сам район считается неблагополучным. «Постепенно, разумеется, ситуация улучшается, местное население фабричного района разбавляется новоселами, — рассказывают в Троицке. — Но пока затемно ходить не очень комфортно».
«Несколько лет назад в городе велось активное жилищное строительство, однако существенных плюсов Троицку это не принесло. Качество домов постройки начала 2000-х в большинстве своем “ниже плинтуса”, были и долгострои, — вспоминает Григорий Алтухов. — Застройка в Троицке велась непродуманно, точечно, без возведения соответствующей социальной, торговой и развлекательной инфраструктуры. Качество и уровень развития дорожной сети также оставляют желать лучшего. Весомый козырь — хорошая экология. Но цены как на первичном, так и на вторичном рынке высоки. Местная недвижимость — рискованный инвестиционный инструмент. Вы, скорее всего, ничего не потеряете, однако, весьма вероятно, и не заработаете».
Ускорить рост стоимости жилья в городе могло бы строительство технопарка (аналогичного тому, что есть в Дубне), но из-за финансового кризиса проект, видимо, будет заморожен на неопределенный срок. Впрочем, для проживания город неплох: добираться до Москвы удобно, а через несколько лет проблемы с инфраструктурой, вероятно, будут решены.
Плюсы:
хорошая экология;
неплохое транспортное сообщение с Москвой
Минусы:
небольшой выбор новостроек;
завышенные цены на жилье
Щербинка — 6 км
Город расположен на Варшавском шоссе и с одной стороны граничит с Москвой, с другой — с Подольском. До Щербинки ходят электрички с Курского вокзала. «Можно добраться и на автобусе или маршрутке: они отправляются от станций метро “Южная”, “Бульвар Дмитрия Донского”. Но, если ехать утром, лучше электричкой: в восемь утра, например, они приходят в Щербинку пустые, а вот выезды из города на машине ограничены из-за пробок», — рассказывает Виталий, житель города.
Щербинка долгое время оставалась одним из самых нераскрученных городов МО. Однако тенденция расширения формальных границ столицы за МКАД коснулась и ее — район с некоторых пор энергично развивается, здесь идет активное жилищное строительство, предполагающее и возведение инфраструктурных объектов. В последние годы появились новые микрорайоны — Щербинка-1, Щербинка-2, «Четыре звезды», ведутся работы над проектами застройки Люблинского, Южного и Остафьевского микрорайонов. Идет демонтаж ветхих зданий, в основном барачного типа, двух— и трехэтажных. В Новомосковском районе на их месте появятся таунхаусы.
Супермаркеты и торговые центры в Щербинке есть, а вот с социальными учреждениями проблема. «Детских садов не хватает — не только тех, где детишек учат по современным методикам, а даже самых простых, — проясняет ситуацию один из работников образования Щербинки. — Чтобы устроить свое чадо, молодым родителям, ставшим жителями нашего неплохого в сущности города, можно посоветовать обращаться напрямую к заведующим детскими садами. За деньги или за “помощь детсаду” ребенка примут. Хорошими считаются сады №1, 33. Через РОНО будете стоять в очереди несколько лет — скорее всего, получите путевку в садик в последний момент и не в тот, куда хотели бы». Школ в городе мало: раньше их хватало, но юные жители новостроек заполнили классы до отказа.
Развлекательная инфраструктура в Щербинке представлена в основном небольшими кафе — их тут на удивление много, а также маленькими клубами и бильярдными. «Поскольку живем мы почти в Москве — уже много лет ходят слухи, что Щербинку примут в состав столицы, — туда и ездят отдыхать и развлекаться местные жители, — говорит Алексей, коренной щербинец. — Там же работает и учится большинство из нас. Щербинка стала чем-то вроде спального района, правда, пока не очень благоустроенного».
Инвестиционная привлекательность
Свободной земли под застройку в Щербинке осталось мало, однако на пяти-, семилетнюю перспективу можно прогнозировать снос ветхого жилья советской постройки, а также небольшой части домов из частного сектора. Развивается и транспортная инфраструктура: движение по участку реконструируемого Варшавского шоссе от МКАД до Щербинки обещают открыть до конца 2008 года. В планах на ближайшие годы, кроме того, стоит строительство ветки легкого метро. Все это, разумеется, скажется на стоимости квартир. Правда, пока предпосылок для бурного повышения цен эксперты не видят.
Недавно сдан ГК жилой дом на Индустриальной улице: 14 этажей, пять секций, квартиры без отделки. Район, по словам щербинцев, хороший: железнодорожная станция довольно близко, рядом школа, садик и ясли, несколько магазинов. Правда, недалеко идет стройка — возводят торговый центр и фитнес-клуб. Стоимость квартир — от $3 тыс. за 1 кв. м.
На первый квартал 2009 года запланирована сдача ГК двух высоток на Спортивной улице (они уже построены). Место приятное: рядом лесопарк, пруды, храм и старинная усадьба. В 10 минутах ходьбы школа и детский сад, музыкальная школа и поликлиника. Стоимость «квадрата», учитывая близость к Москве и стадию готовности объектов, привлекательная — от $2,3 тыс.
Минус Щербинки — в нашумевших историях с долгостроями. В частности, на Овражной и Индустриальной улицах, над объектами там работала компания «Стройметресурс». Она же не достроила — по слухам, не найдя общего языка с администрацией города — детский сад. Соинвесторы дома на улице Спортивной также ждут своих квартир с 2005 года. Так и не решена проблема долгостроя на улице Мостотреста. В Ассоциации обманутых дольщиков отмечают, что Щербинка — один из самых проблемных в отношении выполнения инвестконтрактов городов.
Плюсы:
близость к Москве;
активное развитие инфраструктуры
Минусы:
небольшой выбор новостроек;
задержки сроков сдачи объектов в эксплуатацию
Климовск — 24 км
Электрички в Климовск отправляются с Курского вокзала, маршрутки и автобусы — от станции метро «Южная». Владельцы автомобилей могут добраться до города по Варшавскому или Симферопольскому шоссе. Время в пути — около часа, с учетом пробок — полтора.
Климовск, входящий в состав Подольского района, со всех сторон окружен лесами. Однако эта часть Подмосковья является одной из наименее благополучных с экологической точки зрения: здесь расположено много промышленных предприятий. В самом Климовске, например, наряду с безвредным сельхозпроизводством есть также текстильное и машиностроительное, оборонное и пищевое производство, а также фабрика игрушек и трубный завод. «Близость промпредприятий сказывается не только на экологии, но и на социальном составе жителей, — говорит Константин, житель Климовска. — Чем дальше едешь в сторону Чехова и Тулы на электричке, тем больше встречается бритых подростков с пластиковыми баллонами пива в руках и неизменным матом на устах — словом, своеобразный контингент. Остается надеяться, что со временем новоселы разбавят местное население».
Несмотря на то что школ в городе немного, жителям их хватает: в классах обычно не больше 25 человек, во вторую смену обучаются, по данным администрации Климовска, всего 24% школьников. Очередь в детские сады сравнительно небольшая. «Чего действительно не хватает, так это частных клиник, — жалуется Константин. — У нас всего две больницы и по паре взрослых, детских и стоматологических поликлиник. Но обслуживание во всех не на высоте — я бы предпочел платное, но хорошее лечение». Развлечений в удаленном от Москвы Климовске не хватает, спасает положение гипермаркет «Глобус» с его развлекательной инфраструктурой.
Инвестиционная привлекательность
В Климовске идет постепенное обновление жилого фонда, но пока ветхих домов много. Новая застройка будет квартальной, «под ключ» — со всей необходимой инфраструктурой. Такие проекты, по мнению экспертов, существенно увеличивают инвестиционную привлекательность района.
В ближайшие годы в городе должны появиться три новых микрорайона — Центральный, Южный и Северный. Пока, правда, строятся в основном отдельно стоящие здания, но позже вокруг них вырастут новые районы. Кроме того, одновременно в Климовске возводят и различные инфраструктурные объекты: спортивные центры («Юность» — с бассейном и многочисленными гимнастическими залами), торговые комплексы.
На Серпуховской улице строится 14-этажный дом. Стоимость «квадрата» — от $1,4 тыс. Срок сдачи — середина 2009 года. Территория дома не огорожена, рядом построена детская площадка, проведено озеленение. Неподалеку есть школа и детский сад, медицинские учреждения, магазины. Поскольку район старый, инфраструктура здесь развита неплохо, но она требует обновления. До станции придется добираться на машине или общественном транспорте.
Плюсы:
Большой потенциал для развития;
низкие цены на жилье
Минусы:
обилие ветхих строений;
очень скромный выбор новостроек