
Госдума единогласно приняла законопроект, по которому местная власть вправе принудительно изымать сочинскую землю через суд без согласия владельца.
В олимпийской зоне Землевладельцы и арендаторы могут быть проинформированы за полгода до изъятия, а по Гражданскому Кодексу год. Владелец земельного участка фактически лишен возможности оспорить изъятие. Документ, правда, предусматривает компенсацию в виде «аналогичных земельных участков или возмещения рыночной стоимости участков и строений», но в сегодняшнем виде оставляет много возможностей для нарушений.
Госдума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект о проведении Олимпийских и Паралимпийских Зимних игр 2014 года в Сочи. Депутаты единогласно проголосовали за представленный «Единой Россией» законопроект.
Порядок изъятия земельных участков, вызывающих наибольшее количество вопросов, будет корректироваться при подготовке ко второму чтению, уверяют законодатели.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII Зимних Олимпийских игр и XI Зимних Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи» предусматривает внесение изменений в ряд законов («О физической культуре и спорте в РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О рекламе», «О защите конкуренции», «О таможенном тарифе»), а также в Земельный и Гражданский Кодексы в части порядка изъятия земельных участков под олимпийские объекты.
Документ определяет особенности выкупа земельных участков под олимпийские объекты. Так, при подготовке Олимпиады в период с 1 января 2008 года по 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие для федеральных нужд земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для размещения олимпийских объектов.
Как отмечают юристы, законопроект достаточно сильно ущемляет права собственников земельных участков. Землевладельцы и арендаторы участков, попадающих в олимпийскую зону, могут быть проинформированы за шесть месяцев до изъятия (ранее по Гражданскому Кодексу год).
Хотя изъятие земельного участка допускается с согласия собственника земли или арендатора, по истечении трех месяцев органы местного самоуправления вправе начинать процедуру принудительного изъятия через суд вне зависимости от согласия владельца земли.
В целом, в нынешнем виде законопроект оставляет много возможностей для нарушений, а владелец земельного участка фактически лишен прав оспорить изъятие необходимость изъятия своей собственности. Именно в части изъятия земельных участков законопроект вызывает наибольшие опасения общественности, однако законодатели уверяют, что работа в этой части над законопроектом будет продолжена.
Законопроект предусматривает жителям районов, подпадающих под олимпийскую застройку, компенсацию в виде «аналогичных земельных участков или возмещения рыночной стоимости участков и строений. Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму уже корректировал документ до рассмотрения в первом чтении.
Председатель профильного комитета Евгений Федоров говорит, что «в процессе подготовки ко второму чтению работа в этом направлении [определение выкупной цены] будет продолжена».
Кроме того, «Комитет предлагает включить в законопроект дополнительные механизмы защиты прав граждан», - отмечает Евгений Федоров. – «В частности, нужно уточнить положения об аккредитации оценщиков, привлекаемых для определения выкупной цены, а также обеспечить их независимость».
Также законодатели намерены уделить внимание защите интересов представителей малого бизнеса, для которых изымаемые объекты недвижимости – средство осуществления предпринимательской деятельности. Тем не менее, пока не ясно, будут ли внесены корректировки относительно возможностей граждан защищать свои права в суде.
В остальных пунктах законопроект предусматривает налоговые льготы для иностранных организаторов олимпиады, которые будут освобождены от транспортного и имущественного налогообложения. Также предусматривается упрощенный порядок выдачи разрешений на работу иностранцам, которые нанимаются оргкомитетом по подготовке игр.
Оргкомитет по проведению игр имеет право на предпринимательскую деятельность только в рамках достижения целей своего существования и должен быть ликвидирован через 3 года после церемонии закрытия Паралимпийских игр.
В документе предусмотрены требования по размещению рекламы в период олимпиады. Размещение рекламы непосредственно на олимпийских объектах и в районе проведения спортивных состязаний (ближе 1000 м) возможно только при заключении договора с Международным олимпийским комитетом.
Также, согласно законопроекту, президент России на период проведения Олимпийских игр имеет право вводить особый режим безопасности, который предусматривает создание контролируемых и запретных зон, ограничения на въезд, временное пребывание и проживание граждан.
Кроме того, могут быть установлены временные ограничения на движение транспорта, полеты, проведение публичных мероприятий, не связанных с проведением Олимпийских игр, усиление охраны общественного порядка.
Рассмотрение законопроекта о госкорпорации «Олимпстрой», назначенное на вторник, отложено на 18 октября.
Фото: ИТАР-ТАСС