Олимпиаду проведут по судам

Александр Кузькин
Источник фотографии

В Сочи началось принудительное переселение людей из зоны олимпийского строительства. Несколько семьей получили судебные решения о выселении в течение нескольких дней во временное жилье. Приставы взыскивают с государственной корпорации «Олимпстрой» сумму компенсации за изымаемое имущество. Владельцы первых трех домов сопротивляться процессу не намерены. Сейчас они в спешном порядке пакуют вещи и уже завтра утром должны полностью освободить жилье. Репортаж БН.ру.

Исход

Люди говорят, что за считанные дни переехать невозможно, а на деньги, которое должно выплатить государство, аналогичное жилье не купишь. Такую спешку переселенцы объясняют местью со стороны властей за то, что они пытались оспорить целесообразность сноса своих домов, ставили под сомнение конституционность «олимпийского» закона об упрощенном порядке изъятия имущества и отказались переезжать в построенный для них поселок Некрасовское.

По дворам, заполненным разнообразным домашним скарбом и разобранной мебелью, без дела ходит психолог, которого прислали из администрации города для того, чтобы оказать помощь переселенцам. Для трех семей вынесенные накануне решения Адлерского суда о выселении в течение трех дней стали настоящим шоком. Пожилые люди с того момента буквально живут на сердечных лекарствах. Им, вероятно, не помешала бы консультация специалиста, но все сейчас заняты сбором и вывозом своих вещей. Нанятые жильцами рабочие под присмотром судебных приставов споро загружают имущество в грузовые машины.

Надежда Федорова, в прошлом преподаватель педагогики и психологии, за последние полгода перенесла два инфаркта. Пожилая женщина плачет навзрыд. Надежда Яковлевна говорит, что ей от «этого государства» уже ничего не надо. Переселяться в соответствии с судебным решением на три недели в пансионат «Нептун» она не намерена. Ее семья из восьми человек собирается съехать на съемную дачу без удобств.

«Раньше нам столько раз говорили, что никто нас не снесет. Все бывшие руководители города и "Олимпстроя", – утверждает Федорова. – Все закрутилось с января этого года. А закрутилось потому, что мы не захотели переезжать в Некрасовское».

Пенопластовый рай

Поселок Некрасовское – это более ста быстровозводимых домов неподалеку от тех, что попадают в зону олимпийского переселения. Несколько семей уже согласились туда переехать. Местное телевидение продемонстрировало сюжеты о радости обмена ветхого жилья на коммунальный рай. Только вот у людей, отказывающихся жить в домах, которые в народе прозвали пенопластовыми, недвижимость далеко не ветхая. Это капитальные строения площадью от 200 до 700 кв. м. Надежда Федорова рассказывает, что по телевизору можно видеть только образцово-показательное жилье, а на самом деле большая часть переселенческого фонда еще не готова, да и место выбрано крайне неудачно – кое-где в подвалах уже стоит вода, стены покрываются плесенью.

Кроме того, у людей есть серьезные претензии к условиям обмена. В частности, у Александра Николаева самый большой дом среди тех, которые пойдут под снос в первую очередь. Сейчас семерым членам его семьи есть, где разместиться, к тому же существуют и перспективы расширения жилплощади – на участке находится и недостроенный дом. В Некрасовском Николаевым предложили семь соток земли и дом, в котором две спальни, холл и кухня, стоимостью 14 млн рублей. Изымаемое имущество было оценено в 11 млн. То есть, соглашаясь на это предложение, семье придется не только сильно потесниться, но и доплатить государству разницу в размере 3 млн.

Восемь домов по Нижне-Имеретинской улице соседствуют с забором Олимпийского парка, за которым идет подготовка стройплощадки главного стадиона, где состоятся церемонии открытия и закрытия Зимних Игр. Переговоры с жителями Имеретинской низменности шли тяжело и долго. Люди объединились и не заключали с властями предварительных соглашений о выкупе, как это сделали многие другие. Кроме того, они не пускали к себе оценочные комиссии, которые должны были определить стоимость имущества. Главная активистка организованного сопротивления Наталья Прудникова говорит, что в Имеретинке сотни гектаров свободных земель и сносить их дома вовсе не обязательно.

Еще два года назад жители предложили корпорации «Олимпстрой» стать соинвесторами олимпийского строительства, реконструировать свои дома и предоставить их на период Зимних Игр властям безвозмездно в качестве гостиниц. «Олимпийский» закон предусматривает такую возможность для владельцев земель. Корпорация ответила отказом.
Тогда Прудникова начала судебные процессы относительно законности постановления об изъятии имущества. Дело в том, что когда вышло это постановление, еще не было утвержденного плана расположения олимпийских стадионов, а значит, по мнению истца, не было и оснований для изъятия. Все суды Прудникова проиграла.

Судная Олимпиада

А 9 июля Адлерский районный суд Сочи вынес решение по иску краевого Департамента по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских Игр к Наталье Прудникой и семье ее дочери, в том числе несовершеннолетней внучке. Суд решил удовлетворить требование изъять дом площадью 280 кв. м и семь соток земли путем выкупа, а хозяев немедленно выселить во временное жилье в старом пансионате «Нептун». Был установлен срок исполнения решения – 13 июля.

«Это же невозможно! В такие сроки можно успеть разве что собрать самое необходимое, – возмущается Прудникова. – К тому же как можно выселить нас с маленьким ребенком "в никуда"? Это бесчеловечное решение!» После того как были вызваны социальные работники, которые должны следить за соблюдением прав детей, исполнение решения суда было отодвинуто на три дня, до 16 июля.

Наталья Прудникова рассказывает, что краевой департамент избегает вступать в денежные отношения с переселенцами. В суде семью собирались принудительно переселить в Некрасовское. Однако вдруг выяснилось, что на новые дома просто нет документов, и лишь поэтому было принято решение о выкупе имущества. В течение недели со дня вступления решения суда в силу приставы должны взыскать с корпорации «Олимпстрой» 23 млн рублей в пользу ответчиков. Наталья Прудникова не считает эту оценку собственности справедливой хотя бы потому, что в акте фигурирует площадь дома 240 кв. м, тогда как в свидетельстве о собственности – 280 кв. м. Учитывая оценку одного метра примерно в 30 тыс. рублей, разница получается немаленькая. Обращает на себя внимание и тот факт, что площадь домов в Некрасовском включается в акт оценки полностью – вместе с подвалами и балконами. Прудниковым тоже предлагали дом в поселке площадью 280 кв. м, то есть фактически, исключая подвалы и балконы, меньше, чем есть сейчас, но зато с доплатой со стороны государства в 3 млн рублей. Семья отказалась, мотивируя свое решение гораздо лучшим качеством нынешнего дома по сравнению с быстровозводимым.

«Да что эти деньги? – опровергает Прудникова упреки в жажде корысти, которые ей приходится выслушивать от чиновников. – Понимаете, не в деньгах счастье. Все, что мы зарабатывали в течение последних десяти лет, вкладывалось в этот дом. Мы строили его своими руками и вложили в это не только массу сил, но и свою душу. Мы создавали гнездо для нашей семьи, для наших детей и внуков. Это было, наверное, главным смыслом нашей жизни. А теперь, после этого судебного решения, жизнь нашей семьи просто поломана...»

Прудникова предполагает, что такое стремительное выселение вызвано обращением граждан в Европейский суд по правам человека. Еще в прошлом году, после того как были проиграны российские суды во всех инстанциях, она подала жалобу в Страсбург и рассчитывает, что ее рассмотрение начнется в самое ближайшее время. Кроме того, Прудникова намерена продолжать борьбу и в российских судах и оспорить очевидную ошибку в процедуре оценки ее имущества. «Но все-таки я надеюсь попасть в Страсбургский суд и рассказать все, что происходит в этой стране. Это уже дело принципа», – говорит она.

Неопределенность в оценке

Завтра рано утром к трем семьям придут судебные приставы с требованием покинуть помещения. В Имеретинке поговаривают, что акция будет проходить при поддержке ОМОН, который специально для этого откомандируют из Туапсе. А в понедельник Адлерский суд должен вынести еще несколько подобных решений.

Начало процесса выкупа имущества задержалось как минимум на год из-за неопределенности в вопросах оценки. Сначала власти посчитали, что оценщики, аккредитованные при корпорации «Олимпстрой», завышают стоимость имущества. После переоценки уже собственники стали выражать свое возмущение слишком низкой, по их мнению, оценкой.

В итоге, по просьбе властей, Российское общество оценщиков разработало специальную методику, которая показала, что истина где-то посередине. Некоторые переселенцы с этим согласились, а некоторые, судя по сегодняшним событиям в Имеретинке, все-таки нет. Причем судебных решений о принудительном выкупе больше количества переселившихся в Некрасовское.

Впрочем, выводы о том, поможет ли новая методика оценки избежать конфликтов, делать пока рано. Всего под олимпийское переселение в Сочи подпадают около тысячи семей, это как минимум три тысячи человек.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: