Олег Самойлов: «В кризис надо не просто выживать, а извлекать максимум пользы»

Наталья Чернышева
Источник фотографии

Олег Павлович Самойлов, генеральный директор московской компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость», вице-президент РГР, пару недель назад провел в Нижнем Новгороде обучающий семинар для членов РГР. Участников семинара было много, а отзывы – только положительные: полезно и актуально. Задали и мы несколько вопросов Олегу Самойлову.

- Не секрет, что нередко риэлторы, особенно с опытом работы, относятся скептически к обучающим семинарам и тренингам: мол, я все знаю, давно на рынке. Что нового мне может рассказать какой-то там бизнес-тренер? Сами с усами. Ну, разве что эмоциональный заряд получу, а так… Как бы вы такое отношение прокомментировали?

- Что ж, ничего нового. Подобное отношение мне отлично знакомо. И вообще, это далеко не редкость, причем не только в риэлторской отрасли. Люди с такой позицией есть в каждом городе, и я не могу сказать, что их мало.

Мое личное отношение к данному подходу следующее: каждый выбирает для себя сам, где и в какой момент остановиться в своем профессиональном развитии. При этом не вызывает сомнений справедливость классической мудрости, гласящей: «Нет предела совершенству». А еще, заметим, в тот момент, когда специалист говорит себе «я все знаю», начинается его профессиональный закат, поскольку он начинает утрачивать адекватность.

Лично мне очень импонирует позиция, которой многие годы придерживается один из моих друзей – председатель совета директоров крупнейшей челябинской фирмы «Компаньон» Арсен Унанян. Формулирует свой взгляд он так: «Если я хотя бы одну здравую идею из какой-то учебной программы почерпну, то это уже очень немало, потому что в результате я смогу что-то улучшить в деятельности своей фирмы и окупить затраты на обучение, причем с лихвой». Не потому ли «Компаньон», несмотря на весьма плотную конкуренцию, многие годы остается риэлторской фирмой № 1 на рынке Челябинска?

Знаете, я за свою жизнь очень много учился. У меня одних только основных образований – три. А сколько я дополнительно прошел всевозможных семинаров и тренингов, просто не сосчитать. Да, не все программы, в которых я принял участие, вызвали восторг. Однако случая, когда бы я вообще не извлек из какой-то образовательной программы ничего нового, припомнить не смогу. Ведь новое, а тем более – полезное, это не всегда то, что было доселе неизвестно в принципе. Возможно, это всего лишь взгляд на то, что известно, под новым углом. И зачастую оказывается, что подобный новый угол зрения обеспечивает ту самую «божью благодать», которую все ищут, но далеко не все находят.

Вернемся в прикладную плоскость. Я на рынке недвижимости больше 20 лет и за моими плечами не одна тысяча клиентов. И всякого опыта мне, вроде, не занимать. Однако не могу сказать, что знаю абсолютно все. Рынок ведь не стоит на месте, он меняется и развивается. А мой личный опыт при этом складывался на основе тех ситуаций, с которыми я встречался. Естественно, смешно было бы утверждать, что в своей жизни я столкнулся со всеми возможными из них. Уверен, что в отношении любого из коллег можно сказать то же самое. К чему это я? Ответ очевиден: я бы советовал рассматривать обучающие программы как в меньшей степени обучение, а в большей - обмен профессиональным опытом. Поверьте, при таком подходе значительно повышается вероятность того, что вполне привычные ситуации смогут раскрыться с новой, зачастую неожиданной стороны. А как раз способность видеть все существующие грани той или иной задачи или ситуации и обеспечивает то, что именуется профессионализмом.

- Вы – успешный практик. Как вы пришли к пониманию необходимости делиться накопленными знаниями? Ведь как часто бывает: руководство найдет какую-то фишку, и тщательно ее скрывает, хотя бы до поры до времени, – а вдруг конкуренты узнают и применят. А вы, получается, конкуренции не боитесь?

- Во-первых, мне это нравится. И, как это ни парадоксально на первый взгляд, но энергия, которую я отдаю слушателям, возвращается ко мне многократно!

Во-вторых. Возможно, это прозвучит слишком патетично, но что есть – то есть: я стоял у истоков зарождения рынка недвижимости в современной России. Почти все мы – риэлторы «первой волны», начинавшие в первой половине 90-х, были романтиками. И во многом мы ими и остались. Но чем старше мы становимся, тем в большей степени приходит осознание личной ответственности за судьбу этого рынка. Поэтому мы и хотим поделиться накопленным опытом: что-то подсказать, от чего-то предостеречь. Посмотрите, например, на одного из моих лучших друзей – живую легенду нашего рынка Константина Апрелева. Он уже давно всем (и себе тоже) в этой жизни все доказал. Однако каждую осень мы с ним, в прямом смысле этого слова, живем в самолетах, работая то в одном, то в другом городе России. Зачем? А вот как раз затем, что, ощущая свою ответственность за судьбу рынка и понимая, что период нашей активной деятельности не бесконечен, мы стремимся отдать по максимуму, дабы потом не сожалеть о «бесцельно прожитых годах».

А что касается страха конкуренции, то это вообще ерунда! Как риэлтор, я работаю на московском рынке и не собираюсь расширять географию присутствия своей компании. То есть, никакой конкурентной опасности для нижегородских компаний я не представляю и сам подобной угрозы тоже не боюсь. Так чего мне скрывать? Мы ведь не соперничаем! Зато мы можем прекрасно сотрудничать, что и доказано успешной практикой деятельности «Межрегионального Партнерства Риэлторов» (МПР).

МПР – это деловой альянс профессионалов рынка недвижимости разных городов России, который был создан в 2009 году по моей инициативе. Целью создания было обеспечение клиентам возможности беспроблемного совершения операций с недвижимостью на рынках других городов. Причем, не только простых, типа: «Я живу в Новосибирске, но хочу купить квартиру в Нижнем». Но и гораздо более сложных, в частности, междугородных обменов.

Сегодня партнерская сеть МПР охватывает более 60 городов России и является самой крупной риэлторской сетью нашей страны. И обеспечивает своим участникам реальный рост числа сделок. Заметим, все работы с клиентами выполняются на взаимовыгодной основе – компания, обслужившая клиента, направленного партнером из другого города, делится своим доходом с направившим коллегой. Разумеется, никакого удорожания риэлторских услуг для клиента при этом не происходит.

Так вот, для того, чтобы эффективно сотрудничать в рамках МПР, профессионалам важно говорить на одном языке и иметь сходные технологии. А чтобы обеспечить такое положение дел, как раз и нужен тот самый обмен опытом, речь о котором шла выше. Считаю, что такой подход – единственно верный!

- В каком направлении, на Ваш взгляд, развивается российский рынок риэлторских услуг?

- Если ответить коротко, то в правильном. Увы, не так быстро, как хотелось бы, но само по себе направление, несомненно, верное. Не забудем, что все начиналось не так уж и давно – чуть больше 20 лет назад. Тогда не было вообще ничего. Отлично помню себя в те годы. Знаете, какова была тогда основная проблема тех, кто примерил на себя ныне привычное слово «риэлтор»? Мучительно хотелось с кем-нибудь посоветоваться! Мы ведь все тогда были новичками. И не было ни литературы, ни наработанной практики – ничего!

Поверьте, это было большой проблемой. И для того, чтобы ее решить, начали создаваться профессиональные объединения, в первую очередь – наш отраслевой флагман Российская Гильдия Риэлторов. Главной задачей РГР того времени как раз и был обмен опытом и выработка единых правил игры. И с этой задачей РГР блестяще справилась!

Сегодня многое изменилось. И те задачи, которые ныне стоят перед РГР, значительно отличаются от былых. Участники РГР ждут от нас развития сервисов, позволяющих повышать эффективность риэлторской деятельности. И мы над этим активно работаем – любой, кто заглянет на сайт РГР, узнает о новых разработках, которыми можно пользоваться для повышения успешности работы.

А еще члены РГР от нас ждут помощи в популяризации профессии «риэлтор» и отделении представителей цивилизованного сектора от многочисленной «частномаклерской братии». И над этим мы тоже работаем – наша система сертификации разменяла второй десяток лет и сегодня является целостным профессиональным институтом, уважаемым властью и потребителями. Нынешним летом мы сделали новый широкий шаг в ее развитии, введя в эксплуатацию Единый реестр сертифицированных компаний и аттестованных специалистов. Теперь начинается период активного PR-продвижения данного инструмента.

Не за горами и принятие закона о риэлторской деятельности, который участники рынка ожидают уже не первый год. У нас все готово – проект написан и согласован со всеми заинтересованными инстанциями. В течение 2015 года ждем соответствующего решения Государственной думы.

- Олег Павлович, как вы относитесь к введению обязательного участия нотариусов в сделках с недвижимостью?

- В течение многих лет мы рассматривали нотариусов как партнеров, ратуя за то, чтобы они принимали участие в деятельности рынка недвижимости. Но несколько лет назад нам буквально объявила войну Федеральная Нотариальная Палата, попытавшись взять на себя правовое сопровождение сделок с недвижимостью через восстановление их обязательной нотариальной формы.

Невыгодно это, в первую очередь, потребителям. Им максимально удобно получать весь комплекс услуг в одном месте, включая и услуги правового характера. Сейчас все так и происходит: за судьбу сделки и ее последствия отвечает риэлтор. Он привлекает для этого нотариусов, юристов, управляет процессом проведения сделки, контролирует процедуру проведения расчетов, подачи документов на госрегистрацию прав и получение готовых документов.

Впрочем, даже эта проблема была бы решаемой. Но попытка ввести обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью была сделана даже без намека на попытку реформировать существующую систему нотариата в России. За что сегодня нотариус получает деньги? Не секрет – за то, что ставит свою печать на том или ином документе. Все разговоры о том, что нотариус отвечает всем своим имуществом, часто являются фикцией. Ведь реально нотариус может ничем не владеть, причем, нередко на практике так и бывает.

Напомню: мы уже работали в системе обязательного нотариального удостоверения сделок. Потом она была отменена, и функция правовой экспертизы полностью легла на плечи риэлторов. С этим они успешно справились и знают теперь, как защитить интересы своих клиентов, как отстоять их права. На нашей стороне и статистика: цифры утверждают, что после отмены обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью число случаев признания сделок недействительными не возросло.

Поэтому, пока разговор идет в ключе: нотариусы хотят еще немного денег, поделитесь, пожалуйста, - это несерьезно. Ведь заплатить за эти «хотелки» предстоит конечным потребителям! То есть, для них процесс купли-продажи недвижимости, и без того недешевый, станет еще дороже, а реальной пользы от этого они не приобретут. Мы, риэлторы, помня о социальной ответственности нашего бизнеса, не можем этого допустить.

Кстати, представители нотариального сообщества, упрекая риэлторов в том, что мы не поддерживаем их стремление к возврату обязательной нотариальной формы сделок, объясняют это тем, что мы боимся потерять клиентов. Ерунда! Профессиональная риэлторская услуга, обеспечивающая решение жилищной задачи клиента «под ключ», состоит из множества элементов, и правовой аспект – лишь ее часть. Конечно, этот аспект важен. Но, это часть от целого! Никакой нотариус в принципе не может решить жилищную задачу потребителя полностью, его епархия – удостоверение уже готовой, полностью «собранной» сделки. А вот «собрать» эту сделку, найти подходящий объект для покупателя или обеспечить максимально возможную цену для продавца, достигнуть всех необходимых договоренностей со всеми участниками сделки, регламентировать эти договоренности и преобразовать их в реальность – все это наша работа! И это я еще далеко не все перечислил.

Так простите, кто кому больше нужен – нотариус риэлтору или наоборот? На мой взгляд, ответ очевиден. Поэтому Нотариальной Палате не «нападать» на нас надо, а сотрудничать. В частности, повышать ценность и полезность своих услуг как для риэлторов, так и для потребителей. А пока этого не произошло – пардон, но мы против.

- Еще одна острая тема. Нередко приходится слышать от агентов, что им в агентстве отводится низовая роль, встречается даже пренебрежительное отношение. Что вы можете сказать по этому поводу?

- От подобных слов я, откровенно говоря, столбенею. То есть, на практике такое бывает. Но тогда возникает вопрос: «Друзья, а зачем вы работаете в подобной компании»? Необходимо понимать, что агентство недвижимости должно обеспечивать своим сотрудникам две важнейших ценности. Во–первых, работая в агентстве, агент должен быть обеспечен инструментами, повышающими удобство и эффективность его деятельности. А во-вторых, ему должно быть комфортно как в профессиональном, так и в личном, психологическом планах.

Реализация обеих этих задач – сфера ответственности руководства компании. И если менеджмент не справляется со своими задачами, по моему мнению, агент имеет полное моральное право сказать своему менеджменту «до свидания». И он будет прав.

Конечно, достижение такого положения дел – задача не из простых. Ну, так ведь никто и не обещал, что будет легко! Искусству управления, кстати, тоже надо учиться. Чем я могу тут помочь? Да все тем же – могу поделиться своими знаниями и опытом по вопросам управления бизнесом. Но это – уже другая тема…

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: