С тем, что жизнь и здоровье человека – превыше всего, вряд ли кто-то поспорит. Никакие материальные блага не стоят того, чтобы страдали люди. Тем не менее бизнес есть бизнес, и если бы не вмешательство государства, так бы, может, и работали люди по 14–16 часов в день и по 6–7 дней в неделю, без больничных и отпусков, в тяжелейших условиях труда…
Самые вредные и опасные
Когда думаешь об опасных профессиях, в голову приходят пожарные и спасатели, военные и шахтёры. Однако больше всего жизней в нашей стране уносит куда более мирный вид деятельности – строительство...
К сожалению, строительство действительно является наиболее травмоопасной областью. А жизни строителей уносят несчастные случаи, которые происходят здесь нередко и зачастую имеют смертельный исход.
Об этом рассказал первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН на II Всероссийском съезде специалистов по охране труда.
Спикер привёл данные Роструда, согласно которым в 2013 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 2 630 человек. Из них 610 человек – в строительстве, 459 – на обрабатывающих производствах, 289 – на транспорте и предприятиях связи, 304 – в сельском хозяйстве, 188 – при добыче полезных ископаемых, 137 – на предприятиях производства и распределения электроэнергии, 130 – на предприятиях оптовой и розничной торговли, ремонта транспортных средств и бытовых приборов, 120 человек – в компаниях, предоставляющих социальные, коммунальные и другие услуги, и 106 работников – на предприятиях, связанных с государственным управлением и военной безопасностью.
Но положительная тенденция есть – количество погибших неуклонно сокращается: в 2008 году их было 3 931, в 2009 – 3 200, в 2010 – 3 244, в 2011 – 3 220, в 2012 – 2 999.
Экономические последствия
Неблагоприятные условия труда наносят серьёзный урон также работодателям и даже бюджету. Сергей Вельмяйкин привёл цифры, согласно которым потери компаний, включая потери вследствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, предоставления дополнительного отпуска и сокращённой продолжительности рабочей недели, составили в 2013 году 956 млрд рублей (2,1% ВВП), а суммарные экономические потери государства, включая выплаты пособий и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию, выплаты досрочных пенсий, расходы работодателей на компенсации и средства индивидуальной защиты составили 1,94 трлн рублей (4,3% ВВП). Цифры немалые, а потому последовательная политика государства, направленная на уменьшение травматизма и улучшение условий труда на предприятиях, по словам замминистра, крайне важна.
И первыми ласточками уже стали принятые Федеральные законы от 28 декабря 2013 года: №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который ввёл единый инструмент оценки условий труда на рабочих местах, и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», а также внесение изменений в Трудовой Кодекс РФ.
Наказание рублём
Как известно, для бизнеса нет стимула лучше, чем денежный. А потому и в данном случае, стремясь мотивировать компании улучшать условия труда и снижать риски, государство в очередной раз выбрало именно этот способ.
Первое из двух направлений стимулирования – установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в зависимости от присвоенного на основании проведённой специальной оценки рабочего места класса условий труда. Дополнительный тариф может составлять от 0% для первого и второго (оптимального и допустимого) классов до 8% для четвёртого (опасного). О классах речь пойдёт дальше.
В то же время работник, чьё рабочее место было признано вредным и/или опасным, также должен получать льготы. Теперь подробнее. Условия труда по степени вредности и опасности, согласно 426-ФЗ, подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные (класс 1) и допустимые (класс 2) условия труда – уровни воздействия всех производственных факторов находятся в норме. Никаких прав на гарантии и компенсации у работника не возникает.
Вредные (класс 3) условия труда – уровни воздействия производственных факторов превышают допустимые значения. В зависимости от уровня превышения подразделяются на четыре подкласса: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4.
Опасные (класс 4) условия труда – уровни воздействия производственных факторов создают угрозу жизни работника и могут привести к острому отравлению (смерти).
Наличие на рабочем месте вредных и (или) опасных условий труда, наоборот, даёт работнику право на компенсации.
Помимо досрочной пенсии, на которую специалисты, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда, имели и по-прежнему имеют право, теперь они также получили право на сокращённую продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) и повышенную оплату труда (доплаты) (ст. 147 ТК РФ).
Компенсации: кому сколько положено
Если итоговый класс 3.1 – работнику положена только оплата в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4%.
Если итоговый класс 3.2 – работнику предоставляются оплата в повышенном размере (минимум 4%) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (минимум 7 календарных дней).
Если итоговый класс 3.3; 3.4 или 4 – работнику предоставляются все три вида компенсаций, включая сокращённую продолжительность рабочего времени (время работы – не более 36 часов в неделю).
Очень важный момент: сокращённая продолжительность рабочего времени, а также часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, по новому законодательству могут заменяться денежной компенсацией. Например: 4 часа в неделю (разница между полной 40-часовой и сокращённой 36-часовой рабочей неделей) – это 27 календарных дней в год. В пересчёте на деньги это больше месячного оклада.
Если до момента принятия новых законов у работника были установлены более высокие уровни компенсаций, чем минимальные значения, указанные в ТК РФ (36 часов, 7 календарных дней, 4%), существующие компенсации не могут быть понижены до минимальных значений, если условия труда не изменились. А если он ранее не получал какую-либо из трёх видов компенсаций – такая компенсация должна предоставляться дополнительно и не ниже минимального значения.
Образование и работа
Ещё одной немаловажной темой, которая была затронута на съезде сразу несколькими спикерами, была подготовка специалистов по охране труда и их дальнейшая деятельность.
Что касается обучения, высказывалось мнение о необходимости расширения профиля подготовки бакалавров по специальности «Безопасность труда» и соответствующих образовательных программ магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в рамках направления 280700 «Техносферная безопасность». Курирование и мониторинг развития указанных образовательных программ предложено осуществлять Минтруду, а также рассмотреть возможность их финансовой и материальной поддержки в виде грантов и федеральных целевых программ. Также специалисты считают, что при разработке профессионального стандарта подготовки кадров в области безопасности труда необходимо тесное взаимодействие разработчиков стандарта с представителями системы образования.
Кроме того, было высказано мнение, что роль специалистов по охране труда в деятельности предприятия недооценена, а потому и престижность профессии не достаточно высока. Генеральный директор ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда» и президент Ассоциации «Эталон» Олег КОСЫРЕВ рассказал собравшимся о проведённом опросе среди сотрудников компаний-партнёров, каким они видят образ инженера по охране труда. По мнению многих из офисных сотрудников, это – человек «за 50»; скорее, мужчина; возможно, военный в отставке; с мизерной заработной платой.
Однако если обратиться к работным сайтам, то картина, по словам Олега Косырева, складывается совсем иная: в феврале 2014 года предлагаемая заработная плата в Москве начиналась от 30 тыс. рублей для специалистов без опыта (выпускников вузов) и достигала 100 тыс., которые работодатели готовы были платить квалифицированным сотрудникам с опытом работы от 3 лет. Если взять, к примеру, Воронеж, то цифры там в два раза ниже – 15 и 50 тыс. соответственно. При этом в сфере строительства зарплатные предложения для инженеров по ОТ с 2008 по 2014 год выросли в 1,5 раза при общем росте зарплат по отрасли лишь в 30%.
Всё это говорит о востребованности специалистов по охране труда, но в то же время – о недостаточной информированности общества и, как следствие, недостаточном количестве и качестве специалистов, выпускаемых вузами.