
За последние несколько лет на сайтах, посвященных делам риэлторским, стало хорошим тоном заводить ссылку на ту или иную базу данных предложений квартир. Начинание это весьма полезное как минимум потому, что клиент еще до того как обратиться в ту или иную фирму, может самостоятельно прощупать рынок куда глубже, чем ему удастся в первоначальной беседе с агентом, ведь компьютер - железный, и даже на сотый вопрос в стиле "а покажите мне цены на все свободные двушки в десяти минутах от метро Царицыно, причем не на первом и не на последнем этажах" - он с олимпийским спокойствием выдаст список, точно соответствующий запросу. Что приятно - все это - совершенно бесплатно.
Но чего еще, кроме означенного минимума, можно добиться от бесплатных баз данных? Насколько представленная информация соответствует действительности? Заинтересовавшись этими вопросами, автор самостоятельно прощупал наиболее известные сайты по этой тематике и пообщался с профессионалами, работающими в этой области, попросив их сформулировать свое отношение к таким базам не для печати, а как оно есть на самом деле. Результаты он попытался свести в эдакий "краткий курс обращения с базами данных по недвижимости".
Кибер-газета
Наиболее логичным автору показалось классифицировать наличествующие в Интернете бесплатные ресурсы по методу накопления попадающей в них информации о вторичном рынке недвижимости. По этому параметру они делятся на пять типов, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы. Первый тип - это, так сказать, кальки печатных изданий, как, например, база данных газеты КДО (www.kdo.ru), в которые попадают все объявления, которые печатаются в бумажном варианте. Особенности таких баз очевидны и практически совпадают с имеющимися у подшивки "материнской" газеты. Отличием является только возможность заставить компьютер продемонстрировать вам не все объявления подряд, а отобрать подходящие варианты по нескольким заданным критериям. Такая база очень оперативно пополняется, информация в ней достаточно актуальна - никто не станет подавать объявление о квартире, которая продана месяц назад.
Тип второй - это базы риэлторских агентств. Туда попадают только те квартиры, собственники которых заключили с компанией эксклюзивные договоры на продажу (так называемые "эксклюзивы"). Плюс такой базы - достоверность и оперативность, минус - узкий охват рынка. Второй минус - не "информационный", а финансовый. Клиент, чья квартира представлена в такой базе данных, платит агентству 4-5% комиссионных, иначе компания не стала бы размещать это предложение в рекламе. То есть, цена квартиры примерно на 5% выше, чем у того, кто продает квартиру сам или платит тому же агентству только за сопровождение сделки.
Оперативность таких баз на высоте. Как только за квартиру внесен залог, это отражается на риэлторском сайте. Но особо интересные варианты там искать не стоит - они до подобных баз, как правило, "не доживают" и разлетаются в стенах того же агентства. Прямых координат продавца там не бывает (в отличие от баз первого типа, в которых они изредка встречаются).
Предложения всех продавцов, объединяйтесь!
Третий тип - объединенные базы эксклюзивов, информацию о своих предложениях в которые поставляют сразу несколько агентств. Примером такого источника может служить портал Рамблер-Недвижимость (orsn.rambler.ru). Поскольку все основные агентства размещают там свою информацию, такими источниками, конечно, пользоваться гораздо удобнее, чем прочесывать сайты компаний-поставщиков по отдельности. Но массив информации практически такой же. Изучая эти базы, надо не забывать, что там нет объявлений от частных лиц - вы имеете дело с посредниками.
Четвертый тип - это сводные базы данных, которые наполняются из самых различных источников и зачастую без их ведома, то есть, из рекламных СМИ, с сайтов агентств и иногда напрямую от частных лиц. Впрочем, на этом рынке существует негласное соглашение, что никто никого по судам не таскает. Поэтому даже профессиональные базы данных, которыми пользуются риэлторы, в значительной степени пополняются нелегально (например, по ночам оцифровывается свежий выпуск газеты).
Среди этих свобдных баз есть как полезные, так и бесполезные. Полезными являются только те, в которых можно понять, откуда взята информация и за какое число. Увы, таких сайтов очень мало. Пример - REALPrice. Охват рынка не широк - представлено только два рекламных СМИ (не включая КДО, что уже существенно сокращает охват) и эксклюзивы одного из крупных агентств. Так что ограничиться таким ресурсом никак нельзя - можно пропустить самое интересное. Но есть и свои плюсы, например, можно посмотреть историю предложения, что весьма любопытно. Также можно сделать выборку за определенный промежуток времени. А это уже черты профессиональных систем.
"Надувные" базы
Но самое печальное - это наличие пятого типа. "Печаль" заключается в том, что такие базы данных не только совершенно бесполезны, но и вредны (если вы надумаете по ним искать квартиру). Внешне они выглядят совершенно респектабельно, но туда сваливается информация из всех мыслимых источников, а потом она неделями не обновляется. Задача одна - поразить посетителя сайта объемом информации и заманить его в агентство, которое владеет этим сайтом.
Сегодня имея компьютер и доступ в Интернет, можно оперативно и абсолютно бесплатно получить доступ ко всем текущим предложениям вторичного рынка. Но не стоит обольщаться: в реальности вы, скорее всего, всю информацию не найдете, поскольку для этого надо знать все необходимые источники и уметь их оценить с точки зрения трех критериев: достоверность, оперативность и полнота. Кроме того, даже если вы разобрались, где "зарыта" достоверная информация, чтобы постоянно отслеживать такое количество источников, надо бросить работу. И если вы все равно платите комиссию риэлтору, то почему бы не доверить ему поиск квартиры?