
С начала кризиса арендные ставки на офисную недвижимость для разного класса помещений понизились на 30-50%, а с начала года – на 20%
Однако на сегодняшний день еще не все владельцы признали данный факт, как свершившийся, и отказываются идти на уступки арендаторам. Что вынуждает последних искать другие офисные помещения. Пусть дальше от центра города, зато дешевле.
В результате оптимизации расходов на аренду многими компаниями на рынке растет доля пустующих помещений. Зачастую арендаторам выгоднее заплатить штраф по договору и переехать в более дешевый офис, нежели платить по старым ставкам на прежнем месте. Количество невостребованных офисов также увеличивается за счет открытия новых бизнес-центров. Как правило, их заполняемость не превышает 70%. Например, как сообщает газета «Ведомости», в бизнес-центре «Города столиц» арендаторы пришли лишь на 63,5% от общего объема помещений, а в первой очереди бизнес-центра «Двинцев» сняли только 66,5% офисов.
В целом по Москве отмечается стабильный спрос на офисы класса А по ценам 700-800 $ за м2/ год. На офисы классов B, C, D в пределах Садового кольца – 10-15 тыс. руб. за м2 / год; в условной близости от третьего транспортного кольца - 8-12 тыс. руб. за м2/ год; приближаясь к МКАДу - 6-8 тыс. руб. за м2 / год.
Еще более низкие показатели называет руководитель агентства недвижимости «Мэтр Роше» и по совместительству Председатель КРАН - Илья Белугин. По его словам, в восточной части города в одном из офисных центров класса В предлагаются помещения от 4 тыс. руб. за м2 / год, когда в докризисное время ставка аренды в нем составляла не менее 20 тыс. руб. за м2/ год.
«Арендная ставка почти сравнялась с себестоимостью коммунальных платежей. Судите сами, на севере Москвы один Дискаунтер сдается по цене, сниженной более чем в четыре раза от уровня лета прошлого года. И данная тенденция наблюдается в каждом районе города», - говорит Илья Белугин.
С другой стороны, некоторые эксперты также отмечают, что сейчас появилась прослойка владельцев офисных помещений, которые, испытывая трудности с реализацией объекта, легче идут на компромисс при заключении сделки. Применяют всевозможные ухищрения, чтобы привлечь арендаторов. Например, предлагают офисы уже с отделкой, значительно увеличивают срок арендных каникул, предоставляют определенные скидки по ставкам.
Таким образом, на офисном рынке собственники поделились на две неравнозначных группы. Первая – невозмутимые владельцы в розовых очках (их доля все еще более 50%), вторая – на все готовые хозяева, осознавшие, что на дворе кризис. Арендаторы, в свою очередь, либо дислоцируются на окраинах Москвы, либо оставаясь на прежнем месте, отказываются от филиалов по городу.
«Думаю, массовый переток арендаторов сбалансирует спрос и предложение по дешевым московским офисам уже в следующем году. Меньше повезло дорогим офисам, класса А и В. На них спрос превысит предложение, вероятно, не ранее 2012 года», - считает заместитель Председателя КРАН Илья Шкоп (АН «Собственник»).