
Существует мнение: чем богаче офис риелтора и чем ближе он к Кремлю, тем дороже недвижимость, предлагаемая в нем клиентам. О связи местоположения риелторской компании и сферы ее деятельности рассказывает корреспондент «Собственника».
Кремлевские соседи
Наверное, известному теоретику маркетинга Филиппу Котлеру в поисках подходящего места для собственного офиса пришлось поменять немало улиц, прежде чем вывести успешную для бизнеса формулу «4p», согласно которой place, т. е. «место», считается одним из необходимых условий успешной коммерческой деятельности.
Если изыскания американского теоретика перенести в область риелторской деятельности, то под термином place следует понимать место дислокации компании или агентства. Даже при поверхностном взгляде нетрудно сделать вывод, что компании, связанные с элитной недвижимостью, стараются арендовать офис в центре столицы. И чем ближе к Кремлю, тем лучше. К примеру, Kirsanova Realty, «Калинка» и «Столичная палата недвижимости» считают, что лучше офиса в районе остоженской «Золотой мили» сыскать трудно. Еще ближе, на Знаменке, главный офис Penny Lane, и уж почти под стенами Кремля, на Моховой, обосновалась Blackwood. Порой кажется, что некоторые элитные фирмы изготовились для последнего прыжка, перед тем как оказаться за Кремлевской стеной.
«Чем респектабельнее здание, в котором пропишется элитное агентство, тем выше оно будут котироваться в глазах клиентов, – с уверенностью говорит Алексей Шленов, заместитель генерального директора «МИЭЛЬ-Брокеридж» по вторичному рынку. – Другое немаловажное преимущество – удобный проезд. Если компания имеет главный офис за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК), то называть его элитным можно с большой натяжкой».
«90% элитной недвижимости, которая продается и покупается, находится в пределах Бульварного кольца, – дополняет коллегу Кайдо Каарма, директор департамента элитной недвижимости компании «Миэль-Новостройки». – Да и большая часть состоятельной аудитории проживает и работает в историческом центре. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что профиль фирмы самым непосредственным образом влияет на месторасположение офиса».
Зато агентства, занимающиеся недвижимостью эконом-класса, не считают зазорным обживаться и за пределами ТТК, в частности в спальных районах города. Но обязательно в максимальной близости от станций метрополитена, словно показывая, как удобно до них добираться простому московскому труженику.
Впрочем, не менее важную роль играет экономическая составляющая. Если доходы компании, специализирующейся на операциях с недвижимостью класса бизнес (а то и эконом-класса!), позволяют арендовать помещение (здание, особняк) в центре, то этот факт является дополнительным преимуществом перед конкурентами. Офис, освещенный кремлевскими звездами, является чуть ли не главным фактором имиджа для сотрудников и символом надежности и стабильности для клиентов.
Один офис хорошо, а два лучше
Большинство фирм, специализирующихся на операциях с загородной недвижимостью, предпочитают содержать по два офиса. Главный, представительский – в столице; второй, в виде филиала – в ближайшем пригороде. Где именно – зависит от формата самой недвижимости. Если в сфере интересов находятся элитные дома, то и офис можно расположить на самых престижных направлениях, как сделала «Терра-недвижимость» в именитой Жуковке.
Считается шиком содержать «контору» на таких стратегически важных и оживленных магистралях, как Ленинский и Кутузовский проспекты, Рублево-Успенское и Новорижское шоссе. Хотя у Евгения Иванова, директора компании «Усадьба», на этот счет мнение совсем иное: «Если фирма «крутится» в загородной сфере, тот вовсе не обязательно открывать представительство на каком-нибудь престижном направлении. Но для более успешной деятельности иметь его все-таки стоит. Хотя бы ввиду дополнительного конкурентного преимущества».
Но не всем же специализироваться на элите. Кому-то приходится работать с обыкновенными дачами. Для этого, как считают эксперты, головное здание постоянно функционирует за пределами МКАД, а в черте Москвы открыто либо представительство, либо стихийный офис.
«Если вести речь о крупных многопрофильных риелторских компаниях, то у таковых, как правило, две бизнес-составляющие: публичная и техническая, – рассказывает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний «Конти». – Публичная – это встречи с клиентами, переговоры, презентации, для чего в самом престижном месте столицы арендуется респектабельное здание. А вот для технического персонала, который занят проектной, рекламной, маркетинговой и другой текущей работой, подбирается офис в тихом месте, желательно с просторной автостоянкой или рядом с метро».
Впрочем, в последнее время даже не самые крупные агентства по работе с недвижимостью стали разделять офисы по публичной и технической составляющей: в центре небольшое представительство с конференц-залом и переговорными комнатами, а для большей части технического персонала – офис за пределами Третьего кольца.
Остается добавить, что корпорации, в которых трудятся более тысячи сотрудников, снимают несколько офисов, так как размещаться всем штатом пусть и в престижном, но далеко не идеальном для работы старинном особняке в центре Москвы не только неудобно, но и нерентабельно.
Причастность к истории
Было бы неправильным утверждать, что клиенты выбирают ту или иную компанию только из-за того, что ее службы размещены в каком-нибудь историческом особняке или здании. Но в то же время бесспорно, что престижный дом, в котором расположился офис, лишний раз напоминает о высоком статусе компании, формирует у клиента положительное представление. Хотя бывает и так, что рабочие помещения арендуются и в современных зданиях, которые относятся к «знаковым проектам», и, как говорится, всегда на слуху у москвичей. Возможность посетить офис и заодно осмотреть модное здание создают не только определенный эмоциональный фон у клиента, но и укрепляет престиж компании.
Например, «дом, в котором обосновалась «Кирсанова Риэлти», в полукилометре от Кремля и в двух шагах от Зачатьевского монастыря, – рассказывает Анатолий Балашов, директор отдела загородной недвижимости названной компании. – Это новое и современное здание, которое принадлежит когорте архитектурных шедевров компании RGI. Мало того, даже жители престижного квартала, каким считается Остоженка, привыкли к соседству с нами, и нередки ситуации, когда они заходят в гости за консультацией. Второй положительный момент в том, что нашим сотрудникам не приходится тратить золотое время на разъезды, ведь главные объекты, представляемые компанией, находятся, как говорится, в шаговой доступности».
«Бизнес-центр «Александр Хаус», который украшает Большую Якиманку, как нельзя кстати в качестве городского офиса подошел и для нас, – рассказывает Евгений Иванов, генеральный директор компании «Усадьба». – У дома богатая современная история. По крайней мере, в 2000 году в нем располагался предвыборный штаб Президента РФ Владимира Путина. В общем, мы довольны нашим офисом, хотя был вариант, когда мы готовились разместить отделы продажи и аренды квартир в старинном особняке в Гранатном переулке. Но именно статус исторического памятника не позволил нам сделать выбор в пользу особняка. Дело в том, что некоторые юридические аспекты оборачиваются серьезными ограничениями, как для сотрудников, так и клиентов компании».
Впрочем, как бы ни хотелось иметь офис в историческом здании, это не всегда возможно. Во-первых, часто планировка в таких домах для офиса неудачна, а иногда и просто неприемлема. Во-вторых, если даже разрешается незначительная перепланировка, то влетает она в копеечку. Не говоря уже о сложном и дорогостоящем ремонте. Да и с утверждениями и согласованиями масса проблем. В-третьих, «жить» в большинстве старинных зданий без подвода необходимых коммуникаций и систем кондиционирования просто невозможно. В-четвертых, около многих старинных зданий в центре Москвы затруднена парковка, вечные пробки на подъездах. Наконец, нужно всегда быть готовым к тому, что наступит день, когда власть попросит покинуть памятник архитектуры и подыскать для офиса другое место. Так зачем же городить огород, если на рынке офисной недвижимости стали появляться современные и предназначенные для офисов здания и помещения?
Но в то же время редкий эксперт возьмется утверждать, что старые дома спросом не пользуются и у арендаторов теряют популярность.
«Немало примеров, когда именно история того или иного здания, где расположился офис компании, пусть косвенно, но влияла на переговорный процесс, – делится секретами мастерства Алексей Шленов. – Например, риелторы стараются не только удивить клиента, но и расположить его к себе рассказом об архитектурных стилях или событиях, которые происходили в этом доме несколько десятилетий (или столетий) назад. По крайней мере, историческая эрудиция производит на клиента благоприятное впечатление».
Убранство офиса
«Для клиента немаловажно не только удобство расположения офиса, его историческая значимость, но и отделка помещений внутри, уровень обслуживания, который предложат сотрудники, а также качественная отделка гостиных, кабинетов, переговорных комнат, – уверен Кайдо Каарма. – Все это позволяет покупателю сделать вывод, что он попал в успешную компанию, которая не поскупилась на сервис и оформление, которая вкладывает деньги в свой бизнес, что является хорошим знаком для состоятельных людей».
Особенно важно уделить внимание клиентским отделам, помещениям, где проходят переговоры. Тщательно проработанный внутренний дизайн способствует созданию положительной атмосферы, которая зачастую и приводит к желаемому результату для обеих сторон.
«Убранство офиса – это не только высококачественный ремонт и дорогая мебель, но и сочетание комфорта, уюта с бизнес-атмосферой, – говорит директор по продажам компании «Калинка Риэлти» Татьяна Крючкова. – В «Калинке» много света: четырехметровые огромные окна, стеклянные стены. Уютная гостевая зона. Из окон прекрасный вид. Одним словом, атмосфера офиса должна располагать к общению».
Фото: JP