![](http://img-news.ners.ru/news/e5/e5258559f658bfd45ce5fb068187e3d5.jpg)
Около 2 тыс. человек, желавших купить новые квартиры, потеряли свои деньги, вложившись в потребительский ипотечный кооператив ( ПИК) " Общее дело " . Сейчас уголовное дело в отношении руководителей этой финансовой пирамиды рассматривает Мещанский суд столицы. На скамье подсудимых трое: учредитель кооператива Николай Пищиков, председатель Вэгель Копейкин и бухгалтер Ирина Федотова-Самаркина. Они обвиняются в мошенничестве и легализации полученных средств в особо крупном размере.
Согласно материалам дела, инвестиционный кооператив предлагал гражданам ссуды на покупку жилья в Москве и Московской области под минимальные проценты — всего от 3 до 5% годовых. Для получения денег нужно было вступить в кооператив, заплатив взнос, и внести от 30 до 50% стоимости покупаемой квартиры. Через несколько месяцев кооператив обещал участнику выделить средства из общего паевого фонда на покупку квартиры. Срок погашения ссуды мог составлять от 1 года до 15 лет.
Интересно заметить, что низкую процентную ставку компания объясняла тем, что ПИК " Общее дело " якобы является участником нацпроект " Доступное жилье " .
" По телевидению и в газетах шла массированная реклама " Общего дела " , — рассказала на суде потерпевшая Евгения Каземская. — Везде делался упор на том, что компания — участник государственной программы " .
Однако из 2030 членов инвестиционного кооператива ( все они признаны следствием потерпевшими), действовавшего с 2004-го по октябрь 2007 года, квартиры получили только первые 300 человек. Причем менеджеры компании подыскивали самые дешевые предложения в Москве и пригородах столицы — Подольске, Пушкино, Чехове, Люберцах и др. В дальнейшем всем остальным предлагали либо ждать, либо доплатить еще. А в октябре 2007 года участникам кооператива объявили, что ПИК на гране краха.
" Мне позвонили из " Общего дела " и попросили срочно приехать в офис, — рассказал на суде потерпевший Дмитрий Колпачков. — Там мне объяснили, что фирма рушится, и предложили срочно выйти из кооператива " . При выходе из кооператива вкладчикам обещали выплатить внесенные деньги, однако за вычетом вступительного взноса. В результате Колпачков, который внес на счет организации 677 тыс. рублей, получил обратно 490 тыс. Первоначальный взнос в размере 187 тыс. рублей остался у организации.
Марине Комборовой повезло меньше. Из 1,5 млн рублей обратно она получила 970 тыс.
" Мне срочно нужны были деньги, чтобы успеть купить квартиру хотя бы через ипотеку в банке, — рассказала на суде Комборова. — Недостающую сумму пришлось занимать " .
Несколько сотен членов кооператива, написавших заявления о выходе, получили в среднем около двух третей ранее внесенных ими денег. Но далеко не все вернули вложенные средства: у ПИКа не хватило денег.
Тем же, кто так и не вышел из кооператива, до сих пор не вернули ничего. " Я внесла 2 млн рублей, — рассказала на суде Елена Тишинская. — До сегодняшнего дня мне ничего не вернули " .
Стоит отметить, что подсудимые отрицают вину. По версии учредителя ПИКа Пищикова, если бы правоохранительные органы не остановили работу фирмы в 2007 году, он бы рассчитался со всеми членами кооператива.
Сейчас в Мещанском суде рассматривается только 310 эпизодов, общий ущерб по которым составляет 128 млн рублей.