О дефолтном заемщике замолвите слово. Часть 2

Татьяна Соколова
Источник: Собственник
Источник фотографии

На прошлой неделе «Собственник» рассказал, почему дефолтные заемщики стали «желанной добычей» для банков, коллекторов, риелторов, госструктур… Сегодня продолжаем разговор о том, что же поможет тем, кто стал не способен выплачивать ипотеку.

Ирина Радченко, вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости, рассказала о своем опыте общения с союзом дольщиков и заемщиков и о такой позиции граждан: «Государство соблазнило нас взять ипотечный кредит, всячески его рекламируя и обещая экономическую стабильность, а сейчас, когда мы оказались в тяжелом положении, просто обязано нам помочь».

Евгений Чепенко, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК), рассказал об условиях реструктуризации и помощи гражданам, потерявшим работу. АРИЖК уже два раза пересматривало свои условия помощи заемщикам в сторону более мягких правил. «Уже сейчас был утвержден план реструктуризации долга одному заемщику, в собственности которого есть еще одна квартира. Он ее продает, уже три раза снижал цену, но пока спроса нет», – рассказал Чепенко. Агентство предлагает уже три схемы реструктуризации: стабилизационный заем, стабилизационный кредит и смешанный договор. Но в любом случае заемщик должен вначале обратиться в свой банк, и если ему там откажут – тогда в региональное отделение АРИЖК.

Помощь проблемным заемщикам, не попадающим под условия АРИЖК, намерены оказать бывшие ипотечные брокеры. Владимир Лопатин, председатель Национальной лиги сертифицированных ипотечных брокеров, заявил, что в рамках проекта МАССИЗ создаются консультации, где заемщики получат совет, как найти выход из их ситуации. Эти приемные коллекторы обозвали антиколлекторскими центрами, добавив, правда, слова «цивилизованное противостояние». Нецивилизованное противостояние коллекторам, по мнению Дмитрия Жданухина, генерального директора Центра развития коллекторства, оказывают некоторые адвокаты, советующие заемщикам разные способы затягивания процесса и укрывания имущества.

В целом понятно, что данные меры внутри ипотечного рынка не решат всех проблем, а лишь отложат их на год, заявил Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России: «Сколько бы денег государство ни давало, но «тучного» июня 2008 года уже не будет, и вряд ли в целом ипотечные заемщики смогут восстановить свою прежнюю платежеспособность». Если в государстве наблюдается падение производства в 2 раза, откуда возьмутся зарплаты 2008 года? И виноваты ли граждане в экономическом кризисе, должны ли они расплачиваться за девальвацию рубля? «Нужен банк плохих долгов, очень хорошо, что будет принят закон, описывающий процедуру банкротства физических лиц, и очень хорошо, что взыскание банками ипотечного залога проходит только по суду», – считает Олег Иванов.

Сейчас надо обратить внимание на другие схемы решения жилищного вопроса, как добавил эксперт: на развитие долевого строительства, на госпрограммы по аренде жилья и на бюджетные программы социального найма. Он считает, что следующим агентством будет агентство без буквы «И» в названии, и у нас есть около 10 лет, пока мы поднакопим Пенсионный фонд, позволяющий развивать ипотеку дальше.

Скорее всего, будет увеличена госпошлина при подаче дела в суд (начиная с 2010 года). Уже сейчас количество дел в арбитраже увеличилось в 2,5 раза, а в судах общей юрисдикции – в 3 раза, заявил Иванов, и надо уменьшить количество сутяжников. Однако для ипотечных дел пошлина будет наоборот, снижена до 1000 руб. (сейчас около 22 тыс.).

«Увы, рынок ипотеки вернулся на 5 лет назад», – констатировала Ирина Радченко. Количество ипотечных программ сократилось в 7 раз, а количество выдаваемых кредитов в этом году – в 5 раз по сравнению с 2008 годом. Ирина Радченко считает, что сейчас создается миф о том, что такое ипотека. И всем профессиональным участникам этого процесса стоит помнить о прибыли, но не забывать о чести. Она дала совет ипотечным заемщикам, как оказавшимся в сложной ситуации, так и пока держащимся на плаву: жестко контролировать бюджет, иметь шестимесячный запас денег для выплат на случай потери работы и не доводить дело до суда – в этом случае расходы увеличиваются.

По итогам конференции можно сделать три вывода. Ипотечные заемщики даже в критическом состоянии интересны многим участникам рынка и даже государству, как это ни парадоксально. Если будут приняты законы, о которых шла речь, то положение заемщиков несколько улучшится. Тем, кто оказался в сложном положении, надо добиваться реструктуризации кредита тем или иным путем и ожидать улучшений законодательства. Кроме того, выяснилось, что можно привлечь к ответственности оценщика, давшего завышенную в 2-3 раза стоимость недвижимости, и тем самым уменьшить свои долговые обязательства.

И третье – надеяться на то, что уценка недвижимости закончится уже этой осенью, просто-таки молиться об этом, как в свое время американцы молились о снижении цен на нефть. Впрочем, с рынка недвижимости уже доносятся известия о некотором оживлении, в том числе и в области ипотечных кредитов. Их, как ни странно, по-прежнему берут, в основном на улучшение жилищных условий. Так что ипотека все еще жива, несмотря на многие сообщения о ее смерти.

Фото: suleimenov

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: