![](http://img-news.ners.ru/news/6e/6e5a642190d1d68605ef5d4bb4db03b5.jpg)
Чтобы получить перспективную и высокооплачиваемую работу приходится беспокоиться о многом: о грамотном и привлекательном резюме, убедительном сопроводительном письме, блестящих рекомендациях, о том, как в самом выгодном свете представить свои достижения и, наконец, о внешнем виде, соответствующем новой должности. Конечно, все это необходимо и требует немалых усилий. Но есть опасность в череде успешных собеседований, увлекшись новыми сияющими перспективами, пропустить тревожные сигналы, дающие понять, что в действительности представляет собой ваш будущий работодатель.
При общении с ним нужно держать глаза и уши открытыми, представить себя разведчиком на чужой территории, обращать внимание на любые мелочи и не давать голосу разума заглушить вашу интуицию.
Тревожные маркеры
По мнению Ларисы Лутовиной, управляющего директора Private Consulting Group, «маркеров», на которые обязательно нужно обратить внимание при общении с потенциальным работодателем, огромное количество. Обращать внимание нужно на любые мелочи, они могут рассказать то, о чем вам не скажут ни на одном собеседовании. «Обратите внимание, например, на то, какая «наглядная агитация» украшает стены офиса, советует Лариса Лутовина. - Одно дело, если это поздравления с днем рождения или фотографии с последнего корпоратива, и совсем другое, если на стенах висят приказы о наказаниях и штрафах, которые, кстати, незаконны».
Но внимательным осмотром ваша задача не ограничивается - нужно еще и внимательно слушать. «Я как-то устраивалась на работу в известную компанию, - рассказывает Мария Л. - Вроде бы все шло нормально, но я обратила внимание, что сотрудники говорят о руководителе чуть ли не со священным трепетом, ведут себя как кролики не только в присутствии, но и в отсутствии удава. Меня это насторожило. Я проверила наблюдения, сделав несколько звонков. Вердикт был однозначным - потенциальный начальник, вернее начальница, - тиран местного разлива. От весьма заманчивого предложения я отказалась и не жалею об этом».
Однако не стоит ограничиваться пассивным наблюдением. Задавайте вопросы. Причем не только о работе и зарплате. «Чтобы больше узнать о реальной ситуации в компании, можно уже в конце первого собеседования с менеджером по персоналу спросить, почему ей или ему нравится работать в этой компании, и внимательно выслушать ответ. В нем обязательно должно прозвучать что-то личное. Если ваш собеседник ограничился стандартным хвалебным рассказом о динамичной успешной компании, то это повод задуматься о том, почему у сотрудника не нашлось каких-то человеческих слов и нужно ли вам здесь работать», - говорит Лариса Лутовина.
Взаимная выгода
Чтобы не пожалеть об упущенной возможности, Businessweek советует своим читателям руководствоваться принципом взаимной выгоды. Каждый формулирует его для себя сам. Но главное, на что нужно обратить внимание - не говорит ли своими действиями рекрутер или потенциальный работодатель «докажите нам, что мы должны тратить на вас свое драгоценное время». Это не тот сигнал, который должен посылать работодатель, желающий привлечь таланты, и звучать он может по-разному. Вас могут «пригласить» на очередное собеседование, предупредив в последний момент и не поинтересовавшись, удобно ли для вас время встречи. А если вы попытаетесь ее перенести, усомнятся в вашем желании получить эту работу. Он звучит и когда собеседование начинается не с рассказа о компании и вакансии, а с прохождения тестов и заполнения анкет. Вариантов много. Не торопитесь отказываться от предложения, возьмите их на заметку. Принцип взаимной выгоды предполагает, что нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Дальновидный и заинтересованный работодатель строит общение иначе. Он сначала поговорит с вами, ответит на ваши вопросы о работе, и лишь затем вежливо попросит заполнить анкету или принять участие в тесте, представив это как следующий этап отбора.
Доверяем интуиции
Смена работы - непростое решение и большой стресс. Чаще всего советуют подумать и взвесить все «за» и «против», но не стоит пренебрегать и интуицией. «Есть вещи, которые мы не можем формализовать на логическом или вербальном уровне, которые мы «чуем сердцем», - говорит Лариса Лутовина. - Все может выглядеть очень привлекательно, но что-то в атмосфере этого конкретного коллектива вам не подходит. Рабочих мест сегодня более чем достаточно, и не стоит пренебрегать «мелочами». Если что-то не складывается, вы не уверены на все 100%, что это ваше, то лучше от этой работы отказаться».
Использованы материалы Businessweek
Фото: www.diggreader.ru