
Фото: Salon, JP
Российские граждане все активнее покупают загородные дома, и теперь именно их внешний вид определяет лицо Подмосковья. А также характеризует общий культурный уровень и эстетические пристрастия нашей финансовой элиты. Какую же художественную концепцию современного домостроения нашим взорам предлагают состоятельные эстеты?
Как уже рассказывал «Собственник», историю развития рынка загородной недвижимости условно можно разделить на два этапа: период хаотичного заселения ближнего Подмосковья, характеризующийся единичной застройкой и лоскутностью стиля, и период организованного строительства коттеджных поселков, выдержанных преимущественно в одном стиле.
Эра краснокирпичных замков
Нынешний облик Подмосковья сложился в основном в первый период («рублевский») – во времена господства «архитектурного беспредела». Однако даже строящиеся сейчас поселки, бывает, морально устаревают к окончанию строительства, поскольку их концепции разрабатывались много лет назад, когда и представления об эстетике и требования клиентов были другие.
Тогда было принято строить замки из красного кирпича. Собственно, на том историческом этапе только «новые русские» могли позволить себе загородную резиденцию.
«Красный кирпич, как и красный пиджак, использовался по причине дефицита материала и отсутствия вкуса. Рынок загородного жилья только начинал свое развитие, – рассказывает начальник архитектурного отдела компании «КомСтрин» Николай Резвяков, – это были некрасивые, неудобные, непродуманные и не востребованные потребителем сооружения. Сейчас такие дома проще сносить, чем перестраивать».
Владимир Яхонтов, заместитель генерального директора компании «Миэль – Загородная недвижимость», считает, что в начале 90-х сложно было говорить об эстетике в загородной недвижимости. «Фактически никакой эстетики не было, каждый был сам себе архитектор, – говорит Яхонтов. – Люди тогда мало ездили за границу, где могли бы перенять опыт строительства загородного жилья, а у нас в стране не существовало необходимой для создания красивых домов инфраструктуры. Не было высококлассных архитекторов. В архитектуре в советское время преобладал минимализм. Кроме того, отсутствовали разнообразные строительные материалы, не было передовых технологий, что также ограничивало архитекторов в проектировке фасадов и интерьеров».
Сегодня девелоперы стараются выдерживать поселок в одном архитектурном стиле, оставляя, впрочем, некоторый простор для творчества самих обитателей коттеджей. Как правило, покупателям предоставляется право выбрать из нескольких типовых вариантов и даже добавить что-то свое, но в рамках общей стилистики поселка. Так какие же стили предпочитает современный загородный житель?
«Мещанство во дворянстве»
В числе наиболее популярных у состоятельных домовладельцев стилей можно выделить классику, модерн и хай-тек. Интересна статистика, предоставленная отделом реализации проекта «Грин Хилл». При проектировании поселка, покупателям было позволено выбрать стиль их дома. В итоге классику выбрал 41%, модерн – 12%, шале – 6%, скандинавский – 19%, американо-канадский – 16%, лофт – 3%, хай-тек – 1%, другие – 2%.
Правда, так называемый классический стиль нередко оказывается с двойным дном. Так, эксперты компаний «КомСтрин» и «Терра-Недвижимость» в рамках «классики» выделяют еще и «псевдорусский стиль». По словам Андрея Игнатова, PR-директора компании «Терра-Недвижимость», «средняя классика, или псевдорусский классицизм» является самым популярным стилем на Рублевке уже на протяжении нескольких последних лет.
Отличительные черты этого стиля: колонны, портики, лепнина, фронтоны и проч. По мнению Николая Резвякова, этот стиль является подменой эстетического отношения современного человека к миру в ситуации, когда это отношение у потребителя еще не сформировалось. «Расцвет псевдоклассицизма пришелся на 30-е годы в фашистской Германии, – отмечает Резвяков. – Он воплощал новую идеологию мощи и власти. В российском случае это плохая копия сталинского соцреализма. Псевдоклассицизм – это миф о стабильности и благополучии, выраженный архитектурно, а также своего рода диагноз обществу. Это "архитектурная дегенерация"».
Дома по «индпошиву»
Материалы по теме
--------------------------------------------------------------------------------
Версаль на 6 сотках
Азбука собственника: разговариваем с архитектором
Из чего складывается элитность
Гольф-наценка для недвижимости
Правила для самых дорогих домов
Сейчас, однако, обозначилась новая тенденция: параллельно с помпезными безвкусными застройками появляются и «эстетские» проекты. Наиболее состоятельные соотечественники, которые имеют средства и не хотят зависеть от конъюнктуры рынка, строят то, что нравится им. Это могут быть самые замысловатые постройки, к проектированию которых привлекаются архитекторы с мировыми именами, но увидеть эти дома довольно сложно – они спрятаны за высокими заборами. Владельцы не стремятся афишировать свои доходы и оригинальность. «Эстетские» проекты занимают всего 1-2%.
Владимир Яхонтов отмечает рост архитектурного уровня застроек на Новорижском шоссе. Эстетствующая молодежь из элитной зоны (до 30 км от МКАД) не скупится на привлечение хороших архитекторов.
Стоит иметь в виду, что в сегменте эконом-класса архитектурный проект не повышает цены дома. Бизнес-класс (предприниматели, менеджеры среднего звена, образованные люди, которые активны и следят за всеми современными веяниями), напротив, достаточно требователен к архитектуре. Но в бизнес-сегменте преобладают, как правило, либо типовые архитектурные проекты, либо проекты, сделанные «нераскрученными» российскими архитекторами.
Архитектурные шедевры возникают, как правило, в сегменте люкс. Но здесь другое: работающие в этом сегменте застройщики пока еще не очень много внимания уделяют архитектурным предпочтениям заказчика, они скорее озабочены реализацией своих собственных идей, а поэтому это демонстрация скорее их исканий, нежели реальных предпочтений самих жителей.