Мир ищет новые способы работы, новые методы удержания и мотивации персонала. Одним из направлений становятся альтернативные режимы рабочего времени. Работодатели в различных компаниях ранее устанавливали нормированный рабочий день. Как правило, это 8 - 10 часов рабочего времени. Начинается такой рабочий день в 9 или 10 утра и заканчивается в 18.00 - 19.00. Это была самая распространенная практика во всем мире. Но в последние десятилетия появилась новая тенденция - к переходу на гибкое рабочее время.
Гибкий график дает возможность работать на результат
Эксперименты по введению гибкого рабочего времени ставили еще в середине ХХ века в Германии. Опыт Германии заинтересовал другие страны и стал распространяться по Европе и США. На сегодняшний день, во всем мире больше половины компаний перешли на схему гибкого рабочего графика.
Что это такое?
Альтернативное или гибкое рабочее время - это рабочий график, устанавливаемый индивидуально каждому сотруднику в компании и зависящий не от установленных временных границ, а от той задачи, которую ставят перед сотрудником, от его объема работы. Сотрудники, работающие по такому графику, или работают дома, а в офис приходят для координации своих действий, или работают в офисе лишь часть рабочего дня. Связь между работником и работодателем осуществляется посредством компьютера и мобильного телефона.
Такой гибкий график работы имеет ряд плюсов и минусов. Рассмотрим их подробнее.
Плюсы гибкого рабочего времени:
При таком графике становится важен, в первую очередь, результат работы.
Рабочие взаимоотношения между сотрудником и работодателем построены на доверии.
Работодатели с большим уважением относятся к времени проведения рабочих совещаний с теми сотрудниками, которые работают вне офиса или появляются лишь на непродолжительное время в течении дня.
Благодаря таком графику работы компания становится более привлекательной на рынке труда для соискателей.
Сотрудники, живущие далеко от офиса, имеют возможность работать дома. В Европе, по данным кадровых агентств, 85% квалифицированного персонала отклоняют предложения о работе из-за ее удаленности. Гибкий график работы дает возможность соглашаться даже на очень удаленную работу.
У сотрудников, работающих в таком режиме, больше свободного времени остается на семью, друзей, хобби.
Такой график работы хорошо подходит для тех, кому по своим биологическим часам хорошо работается вечером или ночью.
Экономия офисного пространства, и, как следствие, аренды за офис, коммунальных платежей, оборудования.
Решаются транспортные проблемы. Благодаря альтернативному рабочему времени, плотность транспортного потока в крупных городах снижается на 20-50%. Часы пик на дорогах - с 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00, многочисленные пробки, поиск места для парковки провоцируют стресс у сотрудников. Выбирая другое время для работы или работая дома, эта проблема может решаться.
Из-за хронического недосыпания и переработки возникают многие заболевания и синдромы - синдром хронической усталости, синдром менеджера (отвращение к работе) и т.д. Гибкий график работы позволяет бороться и с этой проблемой.
Минусы гибкого рабочего времени:
Такой гибкий график не всем подходит - поскольку требует от сотрудника большой собранности, ответственности и самоконтроля. В таком случае, необходимо самостоятельно составлять программу своих действий согласно заданию руководства компании, распределять работу по времени и успевать сдать ее к сроку. Если сотрудник не сумеет самостоятельно координировать свою работу - гибкий график работы ему не подойдет.
Руководству компании необходимо разработать систему контроля сотрудников компании, которая должны быть почетче, чем при работе всех сотрудников в офисе, когда они все на виду у руководства, а также систему учета рабочего времени для частично занятых в офисе сотрудников.
При удаленной работе сотрудников, на IT-отдел приходится большая нагрузка в связи с модернизацией компьютерной работы.
Такая работа создает некоторую изоляцию людей, поскольку рабочие взаимоотношения играют важную роль в социальных отношениях общества. На работе люди общаются, обмениваются новостями, знакомятся, заводят различные дружеские связи, а при работе дома - растет разобщенность.
Если в компании часть сотрудников работает по гибкому графику, а остальная часть - по строго нормированному графику, это может породить у второй части некоторую зависть и недоброжелательность к первой, более свободной части сотрудников.
Программы альтернативного рабочего времени
1. Сотрудник самостоятельно планирует весь свой рабочий день и приходит в офис для работы не в установленный час, а когда ему самому удобно, в течении периода времени, заранее оговариваемого с руководством. Такой график работы наиболее распространен в тех компаниях, в которых работа требует от сотрудников общения с клиентами компании вне офиса, а в определенные часы все сотрудники встречаются с руководством для координации своих действий.
2. Работодатель устанавливает определенное количество часов, которые надо отработать в течении недели или месяца, а в какие дни сотрудник будет работать больше или меньше, он решает сам. К примеру, в начале недели можно работать больше, а в пятницу уходить раньше. Такой график учета рабочего времени называется time banking. Контракт, заключенный между работником и работодателем, учитывает результат работы, выполненный объем работ, а не время, проведенное на работе.
3. Сотрудник работает дома, удаленно, а в офис приходит за оплатой своего труда или для обсуждения каких-либо вопросов своей деятельности с руководством.
Опыт зарубежных стран
Скандинавские страны - одни из самых преуспевающих стран в мире по уровню жизни, поэтому, введение альтернативного рабочего времени стало у них уже нормой. В Швеции и Норвегии во многих компаниях применяются различные программы гибкого рабочего времени, возможно, поэтому, в них более стабильны семейные взаимоотношения, меньше уровень разводов и люди больше времени проводят с детьми, путешествуют и у многих - различное хобби.
В Великобритании - традиционно много работают, считается, что британцы работают больше, чем работники в других странах Европы. По этой причине, работодатели Великобритании стали все чаще вводить гибкий график. IRS Employment Review пишет о том, что 45% компаний этой страны разрешают своим сотрудникам работать в гибком режиме. Началась такая практика после принятия закона о том, что сотрудники, у которых маленькие дети, получили возможность самостоятельно определять часы своей работы в офисе. Постепенно, такая практика распространилась и на других сотрудников. Гибкий график, введенный British Telecom в 1986 году, позволил им преодолеть кризис в компании, избежать разорения, повысить рентабельность, и теперь 1/3 из 130 тысяч сотрудников, работают дома. В результате, British Telecom экономит около 100 миллионов долларов каждый год.
В США гибкий график - ориентировочно в 70% компаний. Интересна тенденция, что гибкий график рабочего времени больше предпочитают средние и крупные компании: IBM, BBC, Sun, Royal Dutch/Shell Group. Например, в IBM - 40-часовая рабочая неделя, но реальная продолжительность работы в офисе компании - 50 часов. В головном офисе компании - 6,4 тысячи сотрудников, часть из которых работает в определенные часы, а часть по гибкому графику. В результате, те, кто работает по гибкому графику - меньше жалуются на усталость, готовы работать больше 40 часов в неделю, и только 1/3 из них жаловалась на то, что нет времени на личную жизнь. Те, кто работал по строгому графику в офисе, при 44 часах работы в течении недели, жаловались на большую усталость, и 1/2 часть из них говорила об отсутствии времени на личную жизнь.
В СССР первый опыт внедрения гибкого рабочего времени был введен в 1972 году в Эстонии, на сланцеперерабатывающем заводе. Но распространения он не получил. В России, гибкий график работы первоначально интереса не вызывал, но, в последнее время, в связи с большей цивилизованностью бизнеса, альтернативное рабочее время стало вызывать интерес у все большего числа работодателей.
Самое главное при альтернативном графике рабочего времени - это то, что такая работа дает возможность работать на результат. Именно это - главный критерий профессионализма любого сотрудника.