"Газета..." выясняла, что будет, если Генплан таки реализуют. Работа над новым генеральным планом развития Одессы велась более трех лет. На последнем исполкоме нам его наконец-то представили. Выполнение генплана развития города рассчитано до 2031 года. То, что чиновники собираются сделать с привычным для нас родным городом всего за 25 лет - кажется фантастикой: провести метро, намыть остров и полностью перестроить Пересыпь, Молдаванку и прибрежную зону.
Возникают вопросы: кто это все будет делать, ведь у нас в городе живут не только строители. И куда деваться жителям Одессы в период "глобальной перестройки"?
А дальновидным одесситам можно только посоветовать начинать скупать земли на полях фильтрации возле Хаджибейского лимана, где по плану появится многоэтажный спальный район. И скорее продавать свои дачи на Кулиндорово - ведь скоро там задымятся трубы заводов.
Молдаванку снесут, а Пересыпь станет бизнес-центром
Сейчас территория Одессы занимает 16 242 га, но менять границы города не собираются - новый генплан предусматривает застройку неиспользуемых земельных участков на поселке Котовского, бывших полей фильтрации, землю аэродрома Школьный и части Жеваховой горы. Всего планируется возвести 11 млн. кв. м. жилья, из которых 92% будут в многоэтажных зданиях.
Архитектор института "Гипроград" Татьяна Несвит акцентировала внимание на нерациональном использовании современного жилого фонда:
- Сейчас жилые территории в Одессе занимают только 50% от общей площади, и более половины - это застройки усадебного типа.
Споры разгорелись вокруг Молдаванки. Разработчики нового Генплана, в рамках замены ветхого и морально устаревшего жилфонда, планируют восстановить этот район в полном соответствии с историческими требованиями: сохранить структуру зданий с внутренними двориками и ограничить этажность строений относительно ширины дорог. Но депутат горсовета Александр Коробчинский и архитектор Василий Мироненко выступили против этого ограничения, они видят Молдаванку многоэтажной.
Большой международный деловой центр архитекторы планируют создать на месте обветшалой Пересыпи. Старые здания будут сносить, а на их месте строить бизнес-центры и современные дома.
Заводы выгонят из города
Руководствуясь предыдущим Генпланом развития Одессы, разработчики проекта рассчитывают вынести весь нефтегазовый комплекс за пределы города. Татьяна Несвит заявила, что недопустимо отставлять предприятия с таким уровнем вредности в черте города с более чем миллионным населением.
Другие заводы и фабрики тоже собираются перемещать: некоторые на Первую Заставу - на территорию бывших воинских частей и складов, другие - на свободные земли в районе Кулиндорово и Овидиопольской трассы.
Мусор обещают перерабатывать
Справится с мусором создатели проекта собираются, построив два мусороперерабатывающих завода: один в районе Кулиндорово, второй на месте городской свалки в Дальницких карьерах. Один такой завод обойдется городу в $6 млн. Сейчас город производит около 240 тыс тонн мусора в год, а свалка находится в критическом состоянии.
Покатаемся в метро
В решении проблем пробок разработчики Генплана использовали европейский опыт. Часть улиц, такие, как Канатная, Маразлиевская, Разумовская и Колонтаевская, переведут на одностороннее движение. Планируется постройка безостановочной магистрали, которая свяжет поселок Котовского и Таирова. Для разгрузки улиц будут строить подземные пешеходные переходы, а автостанции вынесут на окраины Одессы, что обеспечит более комфортное движение внутригородскому транспорту.
Новый ж/д вокзал будет находиться в районе Столбовой улицы на Заставе, а старый опустят под землю. Принимать он будет только поезда дальнего следования. Особый акцент разработчики проекта делают на освоение подземного пространства. Планируется постройка двух веток метро - от поселка Котовского до нынешнего вокзала и от нового вокзала к прибрежной зоне. Общая протяженность одесского метро составит 38 км.
Склоны все равно застроят
- Сейчас в Одессе зеленых насаждений всего лишь 53% от нормы, - сказал в своем выступлении Владимир Муха.
Недостающие 47% хотят наверстать за счет озеленения территории на Хаджибее, построив там большой парк, при этом поля фильтрации все равно застроят многоэтажками.
Вдоль морских склонов возведут набережную и гостиницы, санатории, оздоровительные центры. Пляжи обещают намыть от мыса Ланжерон до Морвокзала, отобрав территорию у порта, впоследствии организовав на этом месте мощную туристическую структуру. К пляжам еще добавится и остров, через который пройдет магистраль, соединяющая поселок Котовского с центром. На него вынесут игорные заведения, которым, по словам Татьяны Несвит, "не место в самом городе".
Исправить обещают и городскую канализацию, в которой со дня основания города ливневые и фекальные стоки совмещены в один.
Мы спросили: Как вы относитесь к тем изменениям, которые предполагает новый Генплан?
Дмитрий Варламов, системный администратор:
- Даже не знаю радоваться или плакать. С одной стороны, если вместе с этим всем они восстановят историческую часть города и добьются нормальных цен на жилье, то все будет отлично. А рекреационным мегаполисом я Одессу вообще не вижу, если честно.
Виталий Денисенко, инженер:
- Я с трудом представляю Одессу в таком облике. Мне жалко Молдаванку, жалко наши склоны. Понимаю только одно, что если сейчас начнется вся эта грандиозная стройка, одесситам в своем городе делать нечего. Как в том анекдоте: "Не знаю, о чем вы тут говорите, но ехать надо".
Елена Сухорукова, экономист:
- Интересно, за чьи деньги это все будет осуществляться? А вообще-то это был бы эпохальный скачок в судьбе города, только готова ли Одесса, да и Украина к нему? Речь не только о деньгах в размере половины бюджета страны, пока не будет создана дублирующая инфраструктура, ничего разрушать нельзя, ОМТП в том числе.
Максим Ковалев, студент:
- По-моему, это очередной способ для некоторых набить карманы деньгами, хотя, кто знает, может, и доведут хоть что-то до ума. Вот отказываться от порта - это точно бред!
Зам. начальника управления архитектуры и градостроительства Юрий Четаков:
- Сейчас сказать сложно насколько будет выполнен новый Генплан, но мы надеемся на то, что он будет реализован на все 100%. Старый Генплан был утвержден еще при СССР. Никто тогда не предвидел всех трудностей, которые возникли в 90-х годах. Сейчас же мы живем уже в другой стране с другой Конституцией и гораздо совершенным социально-экономическим развитием.
Над нынешним планом развития проводилась более сложная научная работа и все тщательно просчитано, поэтому он более выполняем, чем предыдущий.
Конечно же, выполнение Генплана будет влиять на все сферы жизни одесситов. Но Генплан - это глобальный план, а более детальные расчеты, которые помогут избежать дискомфорта граждан, будут разрабатываться дополнительно и более тщательно.
Разработчики до конца еще не определились, будет ли у нас метро или что-то другое. Подобный вид транспорта, бесспорно, будет. Но не обязательно метро, так как оно уже морально устарело. Возможно, это будет транспорт на магнитной подушке или что-то другое.
"Газета...":
Несомненно, Генплан Одессе нужен, нужны перемены. И выглядит проект на бумаге красиво. Но вот только как его собираются выполнять? Как чиновники планируют построить целый город за 25 лет, если только часть Преображенской улицы ремонтировали почти полтора года? А если есть и силы и возможности, выходит, все это время нас надували...