Любая эпоха оставляет на лице города свои следы: морщины улиц, родимые пятна заводов, мелкие веснушки домов. 20 лет - небольшой срок в жизни города. Каким был Нижний Новгород в начале 90-х - мы помним. А каким он станет в начале 2030-х? Я попробовала заглянуть немного вперед и спросить неравнодушных людей, каким они видят Нижний Новгород в будущем. Картина получилась неоднозначная.
Взгляд снизу
Почему-то знакомые видят впереди исключительно пессимистичные картины.
- Город - одна большая пробка, площади парков сокращены, выглажены только центральные улицы.
- Сегодня никто не говорит о строительстве еще одного моста. Значит, город все больше будет разорван.
- Строится крайне мало социального жилья, и даже оно очень дорого.
Поэтому ожидаю массовое разрушение ветхих домов и переселение жителей летом в палаточные городки, а зимой в землянки. Ожидаю разрушение водопроводов, отопительных систем и других инженерных сооружений. Ожидаю массовую эмиграцию из Нижнего. Наиболее головастая часть населения уедет на заработки, общество будет деградировать вследствие плохого образования и низкой квалификации кадров.
Впрочем, мои знакомые - не архитекторы и не предсказатели, потому стоит обратиться к профессионалам. Все-таки они знают ситуацию лучше.
Вперед, на Ольгино и Бор
Мой первый собеседник - Виктор Быков, главный архитектор Нижнего Новгорода.
- Виктор Филиппович, как изменится архитектурный облик нашего города через 20 лет и о чем он расскажет наблюдателям?
- В конце 90-х - начале 2000-х мы пережили период строительного бума. В это время в Нижнем были построены разнообразные жилые и общественные здания по индивидуальным проектам, в архитектуре которых прослеживаются как мотивы старого города, так и современные течения мировой архитектуры. В настоящее время в Нижнем интенсивно ведется строительство социального жилья. Это новые микрорайоны «Молодежный», «Водный мир», «Седьмое небо» с жилыми 17-ти этажными зданиями, с квартирами эконом-класса и развитой структурой бытового обслуживания населения, включающего в себя детский сад, магазины, аптеки.
Изменится ли архитектурный облик нашего города через 20 лет? Безусловно. Вырастут новые жилые районы – «Большие Овраги», «Бурнаковская низина», деловые и коммерческие центры в «Старом Канавино», на территории Стрелки, в районе площади Сенной. Будет построена развитая сеть метрополитена, охватывающая заречную и нагорную часть города, со станциями у Оперного театра, Сенной площади, в Верхних Печерах, Анкудиновке, Ольгино и др.
В настоящее время выполняется проект развития «Рождественской стороны». В него войдут реконструкция самой улицы Рождественской, район «Мильошки», участок Нижне-Волжской набережной, на котором будет завершено строительство туристического комплекса у речного вокзала. Одновременно планируется выполнение комплексного благоустройства набережной от Канавинского моста до конца Гребного канала с устройством променада, видовых площадок, велодорожек, парковок для автомобилей.
- Будут ли снесены «хрущевки»?
- Каждый дом имеет свой физический и моральный износ. Жилые дома народной стройки на Автозаводе попадают в программу расселения ветхого фонда. На их месте будут возведены новые микрорайоны с развитой инфраструктурой. Расселив ветхий фонд, город постепенно будет решать и вопрос сноса панельных и кирпичных 4-5 этажных домов, так называемых «хрущевок».
В 2010 году был утвержден новый генеральный план города. Важнейшими задачами его является повышение уровня жизни населения города, качества жилой среды, доступности жилья и обеспеченности жилой площадью; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
- Вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов утверждал: «Город, который мы строим, стал враждебен человеку». С его точки зрения, слишком высокая плотность застройки, потеря зеленых и свободных пространств, нехватка детсадов, спортзалов и прочего делает город неудобным для жизни. А насколько наш город будет дружелюбен для человека? Вынесут ли «Красное Сормово», ГАЗ и другие заводы за черту города? Появятся ли в Нижнем новые зеленые скверы, детские сады?
- Генеральным планом города планируется постепенное сокращение производственных территорий, с преимущественной ликвидацией промышленности в центральной планировочной зоне, а также вдоль береговых зон рек Оки и Волги.
Заводы ОАО ГАЗ, «Красное Сормово» и др. являются градообразующими предприятиями и, конечно, останутся, а вот Нижегородский порт планируется выводить, и на его месте предполагается строительство административно-делового комплекса «Стрелка-Сити». Территорию завода «Красный якорь» планируем использовать под жилую застройку, территория ОАО «Эра» трансформируется под общественную функцию и т.д.
Как я уже сказал, новые жилые районы будут полностью обеспечены объектами социальной инфраструктуры, в первую очередь - школами и детскими дошкольными учреждениями. В настоящее время строятся три новых детских сада - в микрорайоне «Водный мир», на улице Тонкинская, в микрорайоне «Седьмое небо». Планируется строительство детских садов по ул. Коваленко в районе дома №2,.по ул. Космической, по ул. Ванеева в районе детской областной больницы и также в других районах города. К началу 2014 года нехватка детских садов в Нижнем Новгороде должна быть ликвидирована.
Существующая система озеленения города Нижнего Новгорода сложилась в процессе его длительного исторического развития, и главное место в сети озелененных территорий города принадлежит насаждениям общего пользования. В городе планируется создание бульваров, парков, скверов во вновь формируемых жилых микрорайонах, преобразование природных территорий для использования их в рекреационных целях. Это - Почаинский овраг, остров «Гребневские пески» на реке Оке в районе Канавинского моста, территория с озерами в Бурнаковской низине, территория вблизи Сормовского озера и др. На Стрелке после вывода Нижегородский порта планируется разместить новый парк. Промышленные предприятия и склады, находящиеся на берегах реки Оки, будут вынесены, в береговой зоне появятся зеленые бульвары и скверы.
Администрация города в ближайшие время планирует проведение работ по реконструкции Парка Победы на набережной Гребного канала, приведения в порядок Александровского парка и других парков города.
- Какой вы видите ситуацию с дорогами и парковками?
- Генплан предполагает строительство новых магистральных улиц городского и районного значения – трех колец с непрерывным движением, многоуровневых транспортных развязок, строительство линий скоростного трамвая, развитие линий метрополитена с выходом в нагорную часть города. Транспортные потоки будут дифференцированы: выделены пешеходные зоны, определены приоритеты общественного и личного транспорта, места перехватывающих парковок. Со временем проникновение личного транспорта в центральную часть будет уменьшаться. Например, в Лондоне преимущество отдается общественному транспорту, и это позволяет не загружать центр города личными автомобилями. Приехав в центр, можно оставить автомобиль на парковке и пересесть на общественный транспорт.
- Я недавно порадовалась за свой двор. Заасфальтировали дорожки, у каждого дома отделили бордюром место под 10 автомобилей…
- Да, в программе благоустройства дворовых территорий предусмотрены не только ремонт проездов и тротуаров, но и, по возможности, с условием соблюдения нормативных разрывов, устройство парковочных карманов для кратковременной стоянки автомобилей. В настоящее время в центральной части города проводит инвентаризация сараев и других объектов. За счет сноса этих строений будет увеличена площадь дворовых территорий и, соответственно, увеличена площадь зеленых насаждений.
- Какие крупные строительные проекты будут реализованы?
- Могу назвать несколько проектов будущего: технопарк в районе Анкудиновского шоссе, деловой центр на Стрелке, строительство нового жилого района в юго-восточной части города. В районе Ольгино к чемпионату мира по футболу в 2018 году планируется построить стадион на 40 тысяч зрителей, сеть гостиниц, новые жилые и деловые комплексы.
- Зеленый Город - уже часть Нижнего Новгорода. Давно поговаривают о том, что ближние города - Кстово, Бор - могут получить статус районов Нижнего Новгорода. Что вы думаете о такой перспективе?
- Генеральным планом не планируется увеличение городской территории. Однако, при условии решения всех юридических вопросов, увеличение площади города возможно за счет присоединения прилегающих территорий: на север - в сторону г. Бор, на юг - в сторону населенных пунктов Хватково, Сартаково, Румянцево, Федяково, на запад – в сторону г. Дзержинск, на восток – в сторону населенного пункта Утечино до р. Волги.
Город, куда идешь?
Интересно сравнить официальную точку зрения на город с мнением никем не ангажированных специалистов. В рамках Шестого фестиваля «Международный День архитектуры», который проходил в Нижнем Новгороде с 27 сентября по 17 октября, в нашем городе гостил Томас Штельмах, урбанист и архитектор из Германии.
С перспективами развития или угасания городов Томас Штельмах знаком не понаслышке. Во-первых, скрупулезно изучал опыт разных стран, во-вторых, сегодня сам специализируется на комплексном развитии городских территорий. Среди его последних работ - проект автономного жилого сообщества в Подмосковье А101, район Barking Riverside в Лондоне, градостроительный проект в сирийском Алеппо. И ворк-шоп (workshop - дословно: цех, мастерская) в московском институте Strelka, посвященный острову Гребневские пески на Оке в Нижнем Новгороде.
На встрече с нижегородцами он говорил о «банальных» вещах. О том, что общественные организации без поддержки власти не смогут изменить ситуацию в городе, но и власти без поддержки общества - тоже. Как найти общий язык? Он вспомнил опыт Ванкувера, который сегодня считается одним из самых успешных и комфортных для проживания городов мира. В Ванкувере существует, скажем, общественная палата, и все градостроительные проекты должны сначала получить одобрение ее членов. В нее входит по два представителя от каждой организации: политической, общественной, градостроительной и т.д. Люди, которые участвуют в работе палаты, не могут быть оттуда изгнаны или заменены другими в течение определенного срока, и период их сотрудничества с палатой длительнее, чем срок полномочий мэра. При этом все заседания проходят в открытом порядке, чтобы не принималось секретных решений. А по итогам работы палаты издается журнал, где публикуются советы (не предписания) по тому, какие проекты не повредили бы жизни в Ванкувере.
Для того, чтобы начать изменения к лучшему, не всегда требуются огромные средства. Томас вспомнил албанскую Тирану, где мэр города предпочел ремонту водопровода в одном районе (на большее денег не было) выкрасить фасады домов в разные цвета. Очень спорное решение. Но оно стало толчком к развитию общества. Цены на покрашенные дома выросли. Люди гордились тем, что живут в розовом или зеленом здании. Они стали меньше выкидывать мусор на улицы и вспомнили о необходимости ремонта в своих квартирах.
«Нет нужды собирать грандиозные суммы, - говорит Томас Штельмах. - Можно даже почти без денег начинать делать вещи, которые потом перерастут в один большой план».
И судьба Гребневских песков - маленького острова на Оке - стала лакмусовой бумажкой, которая показала: не может существовать адекватного решения по благоустройству острова, пока неясно, в каком городе этот остров находится.
Московские студенты под руководством Глеба Виткова из Института медиа, архитектуры и дизайна Strelka подготовили пять сценариев развития этой территории. Это и «город-мост» с офисами, конференц-залами, гостиницами, парящий над практически нетронутым островом. Это и остров - демонстрационная площадка международных компаний. Это и парк с пляжем и стоянкой яхт. Это и «город XXI века» с образцами подходов к застройке и озеленению.
Студенческие попытки посмотреть на будущее острова слегка наивны, но, по мнению Томаса Штельмаха, все они приводят к одному выводу. Судьба острова зависит от судьбы города. Если Нижний видит себя туристическим центром, то тогда можно преобразовать остров в парк, например. Если он видит себя бизнес-центром, тогда можно подумать об острове - выставочной площадке.
Выбор на распутье
О возможных сценариях будущего и об ответственности жителей города говорит и Марина Игнатушко, обозреватель архитектуры:
- Специалисты говорят, что в генплане Нижнего Новгорода смешаны тактические и стратегические задачи. Разобраться в этом у нас возможности нет – надо быть большими специалистами, но высказанные сомнения кажутся убедительными, если вспомнить, что и как строится в городе, какими проектами последние годы грезили. Невозможно угадать общее видение, можно лишь наблюдать спонтанную активность на отдельных участках. Как это происходит? Возьмем для примера парк Автозавода. По проекту он был большим и протяженным, но первую очередь построили, а вторую по разным причинам отложили. Потом вторую часть отрезали от первой дорогой. И, в итоге, нашелся застройщик, заполнивший эту территорию недвижимостью. Второй очереди парка уже не будет, и первая потеснится под ФОК. Представить подобное с нью-йоркским Центральным парком невозможно – это дикий скандал! Мы же меняем приоритеты, условия, схемы с легкостью наперсточников.
Вместе с тем понятно, что такая «гибкость» и «маневренность» - от бедности. Хочется стабильности, определенности, но это возможно лишь при больших проектах. Не случайно во всем мире города радуются победам за право проведения олимпиад, чемпионатов, форумов – того, что обеспечено глобальными деньгами. Или хотя бы какой-то государственной программой – как при строительстве ФОКов. Получается, что сам город не знает, как ему жить, мало понимает, что он есть на самом деле, но при случае готов стать похожим на что-то уже состоявшееся. В таком случае заглядывать в будущее сложно, можно строить предположения лишь из насущных потребностей, воображая, что со временем их необходимо удовлетворить.
Например, очевидно, что транспортный коллапс – уже не за горами. Горы успешно срывают для прокладки дорог. Дороги постоянно ремонтируют – это бюджетные деньги (невыгодно быть экономными, как в Канаде). И непрерывно ведутся разговоры об улучшении и расширении, о неповоротливости трамваев, ужасах маршруток. В результате однажды машины просто сожрут город, если мы не поймем, что регулировать движение важно не только на перекрестках. Существуют радикальные меры: перераспределение точек притяжения (торговые центры – за город! Администрацию – за реку), изменение маршрутов, введение платы за стоянки и проезды.
Исторический город строился, когда транспорт был гужевой. От лошади до машины – сотни лет, при этом сам город вырос в разы! Когда сейчас говорят о расширении дорог, ориентируются исключительно на личные авто. Но, во-первых, город – это общее, а, во-вторых, новые виды транспорта могут появиться быстрее, чем мы предполагаем. Тогда понадобятся, быть может, площадки, подобные вертолетным. Кто это учитывает?
Кажется, что ситуация тупиковая: денег нет, нечего и суетиться. Но большие деньги на город просто так не свалятся, если Нижний не станет интересным для туристов и дружелюбным к собственным жителям. Это становление - весьма долгий и кропотливый процесс, требующий реального участия каждого.
У нас во время Дней архитектуры выступал Томас Штельмах - молодой урбанист из Берлина. Изучая опыт разных городов, он составил схему: вертикаль власти и горизонталь общественных организаций. Успешные города те, где горизонталь не только пересекается с вертикалью, но и достаточно активна. Общественные организации, которых не слышат администраторы, не справятся. Инициативные и грамотные власти, столкнувшись с инерцией и равнодушием общества, тоже ничего сделать не смогут. Какие тут перспективы?
От автора. Добрые перспективы Нижнего можно, конечно, связывать исключительно с привлечением инвестиций. Но, даже когда денег нет, люди могут что-то придумать. Это как ремонт в квартире. Можно сделать сразу евроремонт, сравнимый со стоимостью самой квартиры. А можно представить, каким хочешь видеть свое жилье в итоге и для начала сменить хотя бы занавески, хотя бы краской освежить кухню, а потом идти к своей цели. Постепенно и неуклонно.