Нижний Новгород. Аналитика. Дежавю на рынке мелкой розницы

Источник фотографии

В Нижнем Новгороде с новой силой вспыхнули споры вокруг сокращения количества объектов мелкорозничной торговли.

Предыстория

Месяц назад глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин заявил, что в ближайшие 2,5 года будет закрыта треть объектов мелкорозничной торговли. Грядущее массовое закрытие в городской администрации объяснили тем, что при размещении нестационарных торговых объектов нередко возникают спорные вопросы. Некоторые предприниматели, не получив разрешения, устанавливают свои объекты самовольно. К тому же существуют вопросы по ассортименту и качеству продукции. Через мелкорозничную торговлю реализуются как хлеб и молоко, так и алкогольная продукция с табачными изделиями.

По убеждению Олега Сорокина мелкорозничная торговля должна быть строго формализованной и с определенным перечнем реализуемой продукции. Поэтому уже к осени 2011 года горадминистрация должна утвердить концепцию размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Нижнего Новгорода.

Справка


По данным департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода в настоящее время на территории города работают 2 150 павильонов и киосков общей площадью 65 тыс. кв. метров, а также 440 передвижных средств торговли (тонары, палатки). Кроме того действуют 24 розничных рынка, занимающих территорию 93 тыс. кв. метров.

Мнение предпринимателей

Реакция владельцев объектов мелкорозничной торговли однозначна – закрытие выгодно крупным торговым сетям и торговым центрам. На заявление главы города очень оперативно и резко отреагировала Ассоциация предприятий быстрого питания. Уже через день её президент Алексей Носов заявил: «Происходит лоббирование интересов крупных предприятий. В отличие от прежнего руководства сейчас у власти находятся люди, которые были системными бизнесменами».

В свою очередь владелец нижегородской сети уличного питания под торговой маркой «Пан Картофан» Максим Маткин высказался еще более резко: «У меня есть ощущение, что удар по мелкой рознице - это четко спланированная акция, заказчиком которой являются крупные корпоративные сети». По его словам, мелкая розница выполняет важную социальную роль. Во всех столицах европейских государств существуют различные формы торговли, в том числе стритфуды и фастфуды.

Реакция рынка недвижимости

Вся эта ситуация наводит на вопросы. Как могут повлиять планы горадминистрации по сокращению числа объектов мелкой розницы на рынок недвижимости Нижнего Новгорода? Ожидать ли роста цен на квартиры первых этажей и на площади в торговых центрах? И вообще, достаточно ли в городе свободных площадей, чтобы переместить планируемые к закрытию объекты с улицы под крышу?

В настоящее время на рынке недвижимости Нижнего Новгорода в текущем предложении находится не менее 30 тыс. кв. метров торговых объектов (до 100 кв.м), а также 1100 квартир на первых этажах общей площадью 50 тыс. кв. метров.

Аналитику нетрудно сделать приближённый расчет, по которому с учетом среднего времени реализации объектов перевод планируемых к сокращению объектов на первые этажи зданий и существующие торговые площади в течение 2,5 лет потребует не более 4-5 процентов от общего количества реализуемых площадей. Такого количества явно недостаточно, чтобы оказать какое-либо влияние на цены инертного рынка недвижимости.

Развитие ситуации

Сегодняшняя шумиха вокруг мелкорозничной торговли очень напоминает историю пятилетней давности. В 2006 году тогдашним мэром города Вадимом Булавиновым была принята «Концепция развития мелкорозничной торговли», согласно которой торговля из временных строений (минимаркетов, киосков, торговых павильонов) должна быть переведена в течение 2007 года на первые этажи зданий или на оборудованные рынки. Оставить предполагалось лишь те объекты, которые выполняют социальную функцию – торгуют хлебом и молоком или расположены в микрорайонах, где поблизости нет магазинов. Постановлением мэра был установлен перечень дислокации 339 временных объектов торговли, предполагаемых к сохранению.

Что же изменилось за пять лет? Каков результат работы администрации Вадима Булавинова? А итог таков – количество объектов мелкорозничной торговли в Нижнем Новгороде сократилось на… ШЕСТЬ процентов!

Планы нынешней администрации города не столь масштабны и стремительны, речь идёт о сокращении трети объектов мелкой розницы за 2,5 года. Но и эти планы вызывают не менее громкий, чем пять лет назад, резонанс у предпринимателей и делового сообщества. И вот, после вмешательства губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, который встретился с главой города Олегом Сорокиным, все действия по сокращению количества объектов мелкорозничной торговли временно приостановлены.

Вопросы размещения и функционирования мелкорозничных объектов уличной торговли и общепита требуют, прежде всего, чёткой регламентации. Внедрение регламента и неукоснительное его соблюдение приведет к постепенному упорядочиванию системы мелкой розницы без излишне эмоциональных споров вокруг «ликвидации мелкорозничной торговли в Нижнем Новгороде».

Алексей Чемоданов, аналитик рынка недвижимости

Фото: mskregion.inetgiant.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: