Нижний двадцать лет спустя

Галина Зайцева
Источник: Деловая неделя
Источник фотографии

Создание города, в котором было бы удобно жить и работать, предполагается новым генпланом развития Нижнего Новгорода. Дополнительные дороги и мосты, избавляющие жителей от автомобильных пробок, непривычные виды транспорта, например, скоростной трамвай, канатная дорога, гармоничный баланс промышленно-деловой инфраструктуры, жилья, соцкультбыта и зеленых зон - таким должен стать наш город через 20 лет.

Город, удобный для жизни

Нижний, долгие годы развивавшийся как город оборонной промышленности, только в последнее десятилетие стал превращаться в мегаполис, удобный для жизни. Но современные реалии, в частности, массовая автомобилизация населения, из-за которой дорожная сеть перестала справляться с возросшим потоком машин, заставили внести коррективы в действующий с 1999 г. генплан. «Прошлая версия документа предусматривала, что за 10 лет количество автомобилей увеличится в 2 раза, но оно выросло втрое, - отмечает главный архитектор МП «НижегородгражданНИИпроект» Юрий Карцев. - Кроме того, начиная с 1980-х гг. скорость дорожного строительства резко отставала от темпов ввода жилья, и только в последние годы картина стала меняться к лучшему. Чтобы возместить отставание, нужны радикальные изменения - они и нашли отражение в новом документе».

Сегодняшняя версия генплана, который будет действовать до 2030 г., разработана НИПИ «Генплан Москвы» совместно с МП «НижегородгражданНИИпроект». По словам директора городского департамента архитектуры и градостроительства Михаила Романычева, предполагается много революционных мер по развитию улично-дорожной сети, и это является первым направлением изменений. «Второе направление - функциональное зонирование, - продолжает он. - План развития города совмещает собственные корректировки с правилами землепользования и застройки, принятыми в 2005 г. Это позволит упростить жизнь и согласовать интересы инвесторов, которые к нам приходят, с потребностями жителей».

Инвесторы не будут иметь возможности начинать строительство на участках, предназначенных для новых дорог, или возводить здания выше допустимой этажности. Например, в центральной части города регламенты прописывают максимальный ввод квадратных метров - для каждого квартала или более крупной территории. «Это ограничение для инвесторов, но благо для города, поскольку мы соблюдаем баланс новых квадратных метров и соответствующей им инженерной, транспортной инфраструктуры, а также зеленых насаждений. В противном случае произойдет переуплотнение, вызывающее у жителей дискомфорт», - поясняет г-н Карцев.

Третье направление перемен связано с территориальным развитием Нижнего - необходимостью строить новые жилые кварталы, выносить предприятия за черту города, развивать дорожную и другую инфраструктуру. Поэтому разработчики генплана рассматривают возможность присоединения к Нижнему Новгороду Бора и Борской поймы.

Раскинуть дорожную сеть

Согласно готовящемуся документу, совершенствовать дорожную сеть и ликвидировать пробки предполагается несколькими способами. Во-первых, планируется построить в пределах города дороги-дублеры, новые транспортные развязки, а также создать так называемые красные и черные магистрали. «Первый вид предназначен для движения общественного транспорта, а второй - это дороги непрерывного движения без светофоров, пешеходных переходов и пересечений с другими трассами на одном уровне, - комментирует г-н Романычев. - Черные магистрали будут выводить транспорт из центральной части Нижнего на периферию и за городскую черту».

Сейчас генпланом предусмотрены три скоростных полукольца. Первое свяжет Молитовский мост, пл. Лядова, Верхние Печеры и казанскую трассу. Второе захватит ул. Ларина, Мызинский мост, ул. Новикова-Прибоя и выйдет с московской на казанскую трассу. Третье полукольцо - объездная дорога, часть которой уже построена: магистраль соединяет трассу М7 с дорогой на Богородск, а в будущем выйдет на казанскую трассу, замкнув южный обход.

Во-вторых, развитие дорожной инфраструктуры предусматривает появление новых видов транспорта. Например, скоростного трамвая, для которого придется проложить автономную линию из 23 км трасс и 5 км тоннелей. «Трамвай не будет связан с перекрестками и светофорами - он пройдет либо по эстакадам, либо под землей, - говорит Юрий Карцев. - Однако именно это вызывает сомнения в обоснованности его появления в ближайшее время: в центральной части города данный транспорт может проходить только под землей, но какой смысл так делать, если будет метро?»

Канатная дорога, проект которой дорабатывается после рассмотрения на градостроительном совете, станет другим, пока незнакомым для нижегородцев способом передвижения. Подобных дорог будет две: одна свяжет пл. Сенную и Бор, вторая - набережную Марата и пл. Маслякова.

В-третьих, увеличивать пропускную способность дорог придется с помощью строительства новых парковок. «В частности, в отношении двух центральных площадей - пл. Свободы и пл. Горького - было принято решение о том, что проекты строительства под ними подземных паркингов могут быть разработаны и представлены для дальнейшего утверждения», - сообщает Михаил Романычев. Также в генплане заложены перехватывающие парковки, которые должны возникать на пересечении радиальных и полукольцевых дорог (особенно на подъездах к исторической части Нижнего).

Сомнительные перспективы

В новой версии документа есть несколько пунктов, которые вызывают у специалистов сомнения в необходимости их реализации. К примеру, поражающий своими размерами список предприятий, намеченных к выносу за черту города. «Перепрофилирование производственных площадей необходимо, зачастую оно вызвано объективными рыночными обстоятельствами и происходит независимо от планов городского развития (так случилось с заводом «Старт» в центре города), - отмечает г-н Карцев. - Однако часть переносов, предложенных москвичами, наверное, невыполнима».

Сомнительной представляется и амбициозная идея создания делового центра «Новое Канавино», задуманного разработчиками как аналог «Москва-Сити». Центр запланирован к строительству на нижнем берегу Оки, на территории промпредприятий, однако, по мнению г-на Карцева, он мало связан с планировочной структурой города. «Размещение в этом месте пешеходного моста через Оку протяженностью более полкилометра тоже вызывает дискуссии», - замечает он.

Много споров вызывает и присоединение Бора и Борской поймы к Нижнему Новгороду. Одни считают этот путь естественным способом территориального развития мегаполиса, другие утверждают, что создание огромной агломерации затруднит управление ею. Кстати, использовать Борскую пойму, которая имеет перспективу стать частью Нижнего, можно иначе. «В наш адрес поступило несколько интересных предложений от нижегородцев, и одно из них касается поймы, - рассказывает Михаил Романычев. - Автор предлагает использовать пойму в качестве детского парка развлечений, в котором в миниатюрном виде была бы воссоздана территория Поволжья, - копии крупных волжских городов предлагается разместить по берегам проложенного канала. В парк, снабженный обширной развлекательной инфраструктурой, могли бы приезжать нижегородцы и туристы, отдыхать здесь и знакомиться с нашей историей и архитектурой».

Однако самое большое сомнение вызывает другое - удастся ли инвесторам, которые будут осваивать новые территории, удержаться в рамках предложенного генплана, его регламентов и рекомендаций. Ведь очень часто бизнесмены, стремясь повысить доходность своих проектов, добавляют этажность зданиям, жертвуют зелеными зонами, увеличивают в проектах количество функциональных назначений, иногда противоречащих друг другу. Тем самым они нарушают баланс между инфраструктурными составляющими, мешая созданию города, удобного для жизни.

Фото: www.r52.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: