«Работать стало сложно, — говорит Валентина, сотрудник одного из агентств. – Квартир полно, желающих снять мало. Приезжих почти нет. Гастарбайтеры? Если и остались, то уж набиваются по пять человек в комнату, экономят. Говорят, осенью приедут студенты, поднимут цены — я в это не верю. Тоже будут гуртом снимать — комнаты самые дешевые, койко-места. Прибыли особой это не даст. Квартиры сейчас ищут в основном москвичи: кто женился, кто развелся, кто от родителей хочет съехать. А уж эта публика придирчивая. Смотрят по 10 квартир – и как только не лень? Набегаешься с ними: и то им не так, и это. Хотят, чтоб все было идеально и за три копейки…»
В поисках идеала
«Наниматели обращаются в несколько фирм, надеясь, что так найдут жилье гораздо быстрее. На самом деле, поскольку базы у всех одни, идет гонка: кто быстрее предложит, тот и заработал, — жалуется участница интернет-форума риелторов. – А пока ты тратишь время на подобных клиентов (у которых еще и денег может не оказаться), нормальные адекватные и платежеспособные люди ждут тебя, в результате чего ты можешь потерять деньги». Впрочем, есть и другая точка зрения. «На мой взгляд, работать на стабильном рынке проще, — считает Сергей Орлов, руководитель направления аренды МИАН. — В прошлом году экономкласс был дефицитом, поиск затягивался на недели, при этом у клиента не оставалось времени на принятие решения: если договор не подписывали на просмотре, не было гарантии, что квартиру не схватит следующий посетитель. И труд риелтора оставался неоплаченным. Сегодня, когда рынок обеспечивает возможность выбора, работа стала более стабильной и продуктивной». Так или иначе, быстро и без проблем сегодня уходят лишь идеальные квартиры – в отличном месте, с новой мебелью и техникой, на длительный срок. Варианты с изъянами (а таких большинство) сильно упали в цене и все равно «висят» неделями.
Умерить амбиции
А хозяева «благодаря» кризису вынуждены снижать планку требований. Когда-то все хотели русских, семейных, обеспеченных, желательно с московской пропиской. Теперь же главный критерий даже не высокие доходы, а стабильная платежеспособность. Слишком много случаев, когда люди, сняв дорогую квартиру, съезжали через месяц из-за увольнения с работы, и приходилось снова искать жильцов, теряя деньги на простое. Финансовые требования к арендаторам тоже смягчились. Если раньше необходимо было отдать при заключении договора сразу три суммы, то теперь достаточно вдвое меньше. Залог или плату за последний месяц многие уже не требуют, или согласны получать частями, или требуют, но тоже уступают в процессе торга.
Кроме того, все больше собственников пытаются найти жильцов самостоятельно: дают объявления (в том числе платные) в Интернете и газетах. Это позволяет привлечь арендаторов нулевой комиссией и сэкономить на посреднике, однако добавляет головной боли от бесконечных звонков и переговоров. Риелторы ворчат, что владельцы жилья сильно рискуют. Большая часть наймодателей уклоняются от уплаты подоходного налога с арендных платежей, так что, оставляя личный номер телефона в объявлениях, они легко могут быть вычислены налоговиками.
Что за комиссия, создатель!
Сократились и комиссии. За экономкласс теперь просят не 100%, а 40-70% от месячной платы, за особо сложные варианты – 20-30%. Лишь за суперликвидные хоромы по старинке берут полную ставку. И только самые крупные агентства (ИНКОМ, МИЭЛЬ, МИАН и др.) продолжают держаться традиций. «Комиссионные — 100% месячной платы для съемщиков и 50% для наймодателей — соответствуют рыночной цене и объективным затратам ресурсов компании, — подчеркивает Сергей Орлов. – Эти деньги покрывают подбор по заданным клиентом параметрам, сопровождение на просмотрах, составление договора аренды с учетом всех интересов клиента, а также гарантию агентства бесплатно подобрать аналогичное помещение в случае досрочного расторжения договора».
Стали появляться и вовсе уникальные предложения от агентов – квартиры без комиссии. Это значит, что собственник уже заплатил риелторам и съемщики могут не тратиться на посредника. В элитной аренде это давно норма, в экономклассе – нонсенс. «Такая услуга существовала всегда и называлась эксклюзивной формой работы, — объясняет Мария Жукова, первый заместитель директора компании «МИЭЛЬ-Аренда». — Суть ее заключается в том, что хозяин заключает с агентством эксклюзивный договор и платит за подбор нанимателей. С владельцем в этом случае работает персональный агент».
Естественный отбор
Тем временем растет конкуренция. «Основной сложностью в работе крупных компаний стало резкое увеличение числа частников, — сетует М. Жукова. – Не обремененные большими расходами, при отсутствии обязательств перед клиентом они могут позволить себе серьезный демпинг. Обычно в рекламе такого агента присутствует только номер мобильного телефона, так что в случае проблем найти его трудно. Всегда надо помнить и о том, что под видом частного маклера может выступать мошенник. К сожалению, клиенты забывают, что скупой платит дважды…»
Одиночки приводят свои доводы. «Недобросовестные агенты встречаются и в крупных компаниях, — говорит маклер Сергей. –А частники уже достаточно зарекомендовали себя. Мы не зависим от бренда и репутации агентства, о нас судят по результатам работы, ведь 60-70% рекламы — это рекомендации бывших клиентов, а не объявления в газетах и журналах. Что же касается демпинга – это свободный рынок. Если люди к ним не идут, крупным компаниям не стоит винить конкурентов….»
«Не секрет, что на эту работу соглашаются в основном приезжие — москвичи не очень-то идут. А чтобы здесь заработать, да еще и снимать квартиру, нужно очень много трудиться. Поэтому сотрудники компаний уходят в частные маклеры — работая на себя, можно меньше напрягаться и не нести ответственности перед клиентом», — парирует М. Жукова.
Работали и работать будем!
Кризис заставил многих людей, далеких от недвижимости, пробовать себя на риелторском поприще. «Многие приходят из других сфер (банковской и т.п.) — в основном уволенные в первую волну кризиса, осенью-зимой 2008-го, — рассказывает М. Жукова. — Но специфика бизнеса такова, что большинство просто не в состоянии выдерживать ритм, и такие у нас надолго не задерживаются. Как правило, это бывшие офисные работники — а агента ноги кормят. Однако в целом, по сравнению с предыдущими годами, поток желающих работать в сфере недвижимости значительно сократился. Ухудшился и качественный состав претендентов. На самом деле негативные изменения на рынке труда начались не вчера, а еще в 2007 году, когда стало дорожать съемное жилье и начала расти общая стоимость жизни. Что касается текучки, могу сказать, что персонал мы набираем всегда. Чем больше людей, тем больше внимания уделяется каждому клиенту».
«В нашей компании штат агентов стабилен, — добавляет С. Орлов. — На мой взгляд, нет предпосылок для массовых увольнений сотрудников, которые приносят компании доход. У эффективных риелторов доходы не снизились. Такие специалисты всегда востребованы и, как правило, не уходят из профессии».
Источник фото: www.uainfo.com