
Неприватизированное жилье — пятое колесо жилищной политики России. Это понятно. Беда в том, что у нее нет четвертого колеса — действительно социального жилья.
В Москве в дополнение к имеющимся 30 пунктам для приема заявлений на приватизацию откроют 124 новых, заявил руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Сапрыкин. Потому что месяц назад председатель комитета Госдумы по гражданскому законодательству Павел Крашенинников заявил, что бесплатная приватизация жилья в России после 1 марта 2010 года продлеваться не будет. Ну и что?
«В свое время нерасторопность наших граждан и неготовность местных властей к пиковым нагрузкам в конце предыдущего срока приватизации стали причиной продления этого процесса еще на пять лет. Однако больше этого не будет, — сказал тогда господин Крашенинников. — Столь масштабная и продолжительная бесплатная передача государством жилья гражданам на праве частной собственности не имеет аналогов в мире. В настоящее время россиянами приватизировано более 80% жилых помещений».
И это верно. Как и то, что большинство граждан, которые до сих пор не приватизировали жилье или в дальнейшем получат его от государства, как нуждающиеся и малоимущие — это люди экономически не самые активные. Из чего вытекает следующее. Если плата за приватизацию после 1 марта 2010 года будет символической, то сыр-бор разгорелся на пустом месте. Если же плата будет существенной, то доля неприватизированного жилья, близкая к 20%, (в Москве — 35%) сохранится на многие годы, сделки с ним будут затруднены, а фон вокруг них станет еще более коррупциогенным.
Обмен приватизированного жилья на неприватизированное запрещен с 1 марта 2005 года, со вступлением в силу нового Жилищного Кодекса. Правда, Москве кодекс — не указ. Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы № 275 «Об утверждении временного положения об обмене жилых помещений в городе Москве» от 23 июня того же года разрешило обменивать частную собственность на государственную. При этом статус квартиры остается прежним, а меняется статус жильцов: бывший собственник, переехав в неприватизированную квартиру, становится ее нанимателем, а бывший наниматель в приватизированной квартире — собственником. Уже здесь возникают нерегулируемые денежные отношения с вероятной доплатой, здесь не получить ни налогового вычета, ни ипотечного кредита.
Что интересно, столичные власти обеспечили будущим получателям жилья по очереди возможность получить его... уже приватизированным. Для этого нужно всего лишь успеть приватизировать свое нынешнее жилье. Новую квартиру они получат по договору мены с городом. (Если не вылетят из очереди, как владельцы приватизированного жилья: чудеса да и только.) Как согласуются два столичных закона между собой, понять трудно. Если же жилье в новостройках уже считается приватизированным, то не понятно кем, и почему его приходится приватизировать еще раз. Ну и ладно, просто порадуемся за очередников.
Возможно, столичное законодательство однажды будет приведено в соответствие с федеральным. Но все тот же вопрос: ну и что? Цена прописки в свободной неприватизированной квартире (не общежитии!), одной из четырех в бараке, в нескольких часах езды от Москвы стоит пару тысяч долларов. Конечно, «по-дружески», конечно, на время, конечно, без претензий на зарплату дворника, которым придется устроиться по фиктивной трудовой книжке. Меняйтесь на неприватизированную квартиру в Москве, после чего новый жилец барака «заболеет», вернет квартиру «государству» и поедет прописываться к родственникам. Но это в самом сложном случае.
Неужели уважаемые депутаты забыли, как фактически покупались и продавались квартиры в СССР? Неужели забыли легендарный Банный переулок? Там и сейчас осталось учреждение, занимающееся обменом исключительно неприватизированного жилья. Риэлторские агентства с удовольствием придут на помощь. Государство ужесточит правила обмена? Что ж, больше работы — выше оплата.
В чем же смысл прекращения бесплатной приватизации? Власть хочет вернуть изначальный смысл словам «жилье по договору социального найма», «жилье, находящееся в государственной собственности»? Не получится. Даже в СССР это жилье фактически находилось в собственности граждан. Нужно было лишь позаботиться о том, чтобы с бабушкой были прописаны дети, внуки, племянники и т.п. С середины 1950-х не могло быть и речи о том, чтобы на «излишнюю» площадь «государственной» квартиры подселили новых жильцов. Исключительно редко, пожалуй, даже реже, чем сегодня в центре Москвы, людей под надуманными предлогами переселяли из одной «государственной» квартиры в другую. С начала 1990-х началось всего лишь переоформление права бессрочного владения и пользования в право собственности. Да, медленно. Как и все в России.
Если слова господина Крашенинникова призваны подхлестнуть нерасторопных россиян, то ничего страшного в этом нет. Хотя, сдается, те, кто до сих пор не приватизировал жилье, не делают этого вполне осознанно: пока разница в оплате невелика, но что будет дальше, когда придется самим оплачивать ремонт дома, когда введут новый налог на недвижимость? Недаром, приватизировать квартиру трудно, но расприватизировать еще труднее: система «нипель». Что наводит на мысль о том, что столичные и федеральные чиновники играют в «доброго и злого следователей».
Господин Крашенинников совершенно прав говоря о беспрецедентной по масштабам и продолжительности приватизации жилья в России. Беда в том, что при этом власть отказывается признать очевидное: в России за это же время не создано действительно социальное жилье: то, которое нельзя приватизировать, которое действительно предоставляется на время до улучшения экономического положения семьи. Почти во всем мире оно есть: от малопригодных бараков до вполне приличных многоэтажек. Мало, какая страна может позволить себе предлагать «социалам» нечто лучшее.
Кризис и рост ипотечных неплатежей показали, что действительно государственный фонд, «бездоходное доходное» жилье, по определению мэра Москвы Юрия Лужкова, жизненно необходимо для нормального развития ипотеки. Может быть, по окончании кризиса мы снова лет за 5 или 10 выйдем на уровень, когда с привлечением ипотечного кредита будет совершаться до 15% сделок. Но настоящего прорыва до 80-90% сделок, при котором, правда, несостоятельный заемщик будет относительно безболезненно переселяться в социальное жилье, мы без этого социального жилья не достигнем. Конечно, Россия не готова к сверхгуманной практике европейских стран, где «социалы» живут в муниципальном жилье поколениями да еще и на вполне приличном пособии. Но у нас нет социального жилья даже для работающих. Даже для молодых семей, которые хотят работать, рожать, копить деньги на первоначальный взнос по ипотечному кредиту.
А пока Россия делает то, чего не делают богатейшие страны мира — просто дарит жилье, но только незначительной части нуждающихся. Это псевдосоциальное жилье. А отмена его бесплатной приватизации — это псевдожилищная политика. Это пятое колесо.
Фото: www.moskv.ru