Таунхаусы становятся самостоятельным сегментом загородной недвижимости. Москвичей они привлекают площадью квартир при сопоставимой стоимости и зачастую транспортной доступности. Инвесторов — перспективой роста цен
Таунхаусы из экзотики превращаются в реальную альтернативу как большим квартирам в спальных районах, так и коттеджам бизнес-класса. Сейчас в Подмосковье в активной продаже находится 43 поселка, в которых реализуется около 2000 квартир. Порядка 80% объектов расположено в 15-километровой зоне от МКАД, и по транспортной доступности они порой вполне сопоставимы с московскими окраинами. За последние три месяца общее предложение увеличилось на 75%. Спрос сосредоточен на домах с секциями небольших площадей (порядка 200 м2). На элитные таунхаусы приходится 21% от общего предложения на рынке, а основная доля (79%) — на “обычные” домовладения. Средняя площадь квартиры в “обычном” таунхаусе — 195 м2, а прилегающего участка — 2,4 сотки. Средняя минимальная цена такого объекта — около $383 000 (средняя из минимальных цен в разных поселках, диапазон выборки — от $211 000 до $600 000), что примерно соответствует стоимости трехкомнатной московской квартиры класса эконом-плюс примерно вдвое меньшей площади.
Что дает таунхаус инвестору? Возможность среднесрочного вложения средств с ориентировочной доходностью на уровне 20% годовых. Только во второй половине 2006 г. цены выросли на 20-25%. Во II квартале 2007 г. наибольшее удорожание наблюдалось на Новорижском, Ленинградском и Калужском направлениях. Более 25% продаж приходится на Новорижское шоссе, даже несмотря на относительно высокую среднюю цену ($591 000 за квартиру против $488 000 на более доступном Калужском направлении). Популярность Новой Риги объясняется относительно высокой пропускной способностью шоссе и хорошей экологией Истры. Поэтому здесь расположено наибольшее количество поселков. Цены же за последние три месяца увеличились в среднем на 9%.
Среди тенденций стоит отметить грядущее активное строительство поселков таунхаусов на удалении 20-40 км от Москвы. Будут осваиваться и активно развиваться еще не полностью раскрывшие свой потенциал направления — например, Калужское, Киевское и Симферопольское.
Дмитрий Таганов
руководитель аналитического отдела корпорации “Инком”