Миссия организации: составляем грамотно

Надежда Князева
Источник: RJOB
Источник фотографии

Однажды ваш шеф решает, что нельзя отставать от модных тенденций, а потому у компании должна появиться своя миссия. «А придумай-ка нам миссию, да распиши подробно!» — озадачивает вас руководство. Инструкция Rjob.ru поможет сориентироваться при выполнении этой непростой задачи.

Для чего это нужно?

Строго говоря, «придумать» миссию организации нельзя, потому что она уже существует, нужно только облечь её в подходящие слова.

Миссия организации — не просто красивый слоган, а отправная точка её функционирования и развития. Наличие чёткой миссии помогает определить предназначение конкретной организации, сферу её деятельности, её место и роль на рынке, а также перечень тех товаров и услуг, которые она производит и предоставляет.

Каждая компания уникальна в своём роде, поэтому миссия помогает прояснить её сущность как с внешней стороны — для клиентов, так и с внутренней — для самих сотрудников. Миссия организации позволяет понять её предназначение и определить пути, по которым организация будет развиваться.

Почему, зачем и как?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: все коммерческие организации создаются для извлечения прибыли. Но такой ответ не объясняет, почему миллионы компаний начинают свою деятельность в сходных экономических условиях, но одни остаются на плаву, а другие быстро терпят крах. На самом деле важно понять, что успех компании зависит от того, насколько и кому она оказывается полезна в процессе своей деятельности.

Основные вопросы, на которые нужно ответить при разработке миссии организации: зачем существует данная организация и какие цели она преследует?

Таким образом, сначала надо понять, кто, кроме основателей, заинтересован в существовании конкретной организации, какую пользу она приносит людям, обществу, окружающей среде? Возможно, ваша компания предоставляет необходимые городу рабочие места, производит уникальные детали, поддерживает местные традиции, создаёт объекты культурного наследия?

Дальше необходимо определиться, какими путями организация приносит пользу окружающим, какие ресурсы для этого используются. Как вы действуете ради успеха?

И, наконец, нужно понять, для чего всё это затевалось, какова конечная цель существования организации. Грамотная формулировка миссии организации подразумевает постоянное развитие, в том числе в долгосрочной перспективе.
Миссия в итоге будет представлять небольшое по объёму утверждение, в котором раскрывается смысл существования, круг заинтересованных лиц и главная долгосрочная цель организации.

Например, ОАО «Газпром» видит свою миссию в надёжном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.

Миссия Starbucks является более полной: «Стать ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста компании 6 наших несгибаемых принципов (место работы, где уважают сотрудников; культурное разнообразие; высокие стандарты работы с кофе, удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; доходность)».

Определитесь: кто вы, зачем вы, кем хотите стать и каким образом можете быть полезны?

Заключительный этап

После разработки проекта миссии необходимо выполнить ещё 4 действия:

1. Согласовать получившийся текст с руководством и основателями. В конце концов, именно они больше других знают про своё детище и заинтересованы в его успехе и процветании.

2. Представить получившийся результат на суд коллег: сотрудники должны оценить, насколько миссия созвучна их представлениям. Если видите явные сомнения — текст надо дорабатывать. Миссия едина для всех работников организации, если многие её не разделяют, значит, она не полностью согласуется с реальностью.

3. Доработанный текст довести до каждого сотрудника и обязательно ознакомить с ним всех новичков: это поможет сразу прояснить взаимные интересы и ожидания работников и работодателей в конкретной организации.

4. Не забывать регулярно соотносить полученный текст с реальным положением дел и в случае необходимости пересматривать его. Миссия должна отвечать потребностям организации и её развитию, а не сковывать её деятельность раз и навсегда составленным предписанием.

Помните: миссия организации — первый шаг в снижении неопределённости представлений об организации как у сотрудников организации, так и у её потенциальных клиентов.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: