
«Менеджеры, перестаньте делать то, что вы делаете!» - умоляют успешный менеджер Денни Стригл и бизнес-консультант Фрэнк Свайтек в книге «Менеджерами не рождаются». Если работа менеджера не приводит к одному из 4 результатов: рост доходов, привлечение клиентов, удержание клиентов, сокращение расходов, то ему стоит всерьёз задуматься - что он делает не так? Авторы книги выделяют 9 причин, по которым управленцы не достигают успешных результатов.
1. Неумение создать атмосферу доверия
Доверие - это цемент, которым скрепляются отношения руководителя и подчинённого. Если его нет, сотрудники не вовлечены в процесс, не заинтересованы в результатах и делают работу только под страхом увольнения. Они никогда не проявят инициативы и не пойдут на риск ради достижения результатов. Недоверие возникает по нескольким причинам: отсутствие обратной связи, чрезмерный контроль, неуважение к персоналу, непоследовательность и невыполнение обещаний.
2. Постановка неверных задач
Ненужные и неверные задачи ведут к бессмысленной трате времени. Отчёты, которые никто не читает, планёрки, на которых сотрудников от вывиха челюсти спасает только крепкий кофе… Если такая практика не помогает в решении хотя бы одной из 4 главных задач – прекратите её немедленно.
3. Менеджер не является образцом ответственного отношения к делу
Руководитель всегда находится под прицелом пристального внимания персонала. Его поведение – образец для подражания. И если он первым создаёт атмосферу безответственности в коллективе, обвиняет других в собственных ошибках, уклоняется от решения проблем, то и результат будет соответствующий. На такой почве начнут бурно процветать посредственности, а предприятие придёт к застою. Ответственное поведение руководителя включает в себя принятие решений, профилактику проблем, принятие ответственности, выполнение обещаний и умение преодолевать обстоятельства.
4. Неспособность сконцентрировать внимание подчинённых на важных вещах
Как только руководитель перестаёт говорить о какой-то идее, коллектив теряет к ней интерес, полагая, что она перестала быть важной. Если руководитель меняет суть ключевой идеи день ото дня, то сотрудники не понимают, что же важно на самом деле, и тоже теряют интерес. Нужно сосредоточить их внимание на одной идее и постоянно напоминать о её важности.
5. Менеджеры полагаются на консенсус
Достижение согласия всех сторон для таких руководителей важнее достижения результата. Зачастую за этим скрывается нежелание или боязнь принимать решения и нести за них ответственность. В итоге идея, удовлетворяющая всех, превращается в жалкий обрубок, не говоря уже о том, сколько тратится времени на достижение консенсуса. В условиях конкурентного рынка решения должны приниматься максимально быстро, и действие всегда будет лучше, чем бездействие, даже если придётся исправлять ошибки. Конечно, коллективный мозговой штурм и разные точки зрения никто не отменяет, но это не то же самое, что тратить время на непродуктивные попытки угодить всем.
6. Стремление к популярности
Приоритет руководителя – результаты, а не дружеские отношения с каждым сотрудником. Излишняя близость в отношениях с руководителем – напротив – мешает производительности. Счастливым и довольным сотрудника должны делать не чрезмерные знаки внимания со стороны руководства, а отличные результаты. Если счастье обеспечивается только комфортом в общении, а не успешными проектами, то сотрудники не чувствуют нужды в достижении результатов – им и так неплохо живётся. Хороший же менеджер делает ставку на результат – именно результат сотрудники должны связывать с комфортом, удовлетворением, гордостью и счастьем.
7. Синдром «Я - самый главный»
Такие руководители начинают приписывать себе заслуги своих подчинённых, больше занимаются пиаром, чем профессиональной деятельностью, слишком много говорят о себе и высокомерно относятся к сотрудникам. Меньше думайте о признании своих заслуг и не сводите всё к своей персоне, помните, что вы всего лишь часть команды.
8. Привычка прятать голову в песок
Все мы хотим слышать только хорошие новости. Но если руководитель практикует наказание за плохие новости, то очень скоро сотрудники просто-напросто начнут скрывать проблемы, доводя их до катастрофы. Лучшие менеджеры поощряют сотрудников первым делом сообщать о проблемах и даже прогнозировать их.
9. Менеджеры не выясняют причины возникновения проблем
Некоторые руководители ограничивают свои действия только решением проблемы, не беспокоясь о вызвавших её причинах, обрекая себя тем самым наступать на одни и те же грабли снова и снова. Это может происходить потому, что у менеджера нет на это времени, средств или он считает, что это не его забота. А это неправильно и недальновидно.
А теперь проанализируйте своё поведение на посту руководителя и спросите себя: проявляется ли в ваших действиях хоть один из этих признаков? Денни Стригл и Фрэнк Свайтек предлагают в своей книге подробное руководство по борьбе с этими опасными симптомами.
Лиза Потёмкина, RJob, по материалам книги «Менеджерами не рождаются» (книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер»)