
О развитие рынка малоэтажного коттеджного строительства в Ленинградской области и России в целом, а также перспективы загородного домостроения в рамках государственной программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» обсудили профессионалы рынка на региональной пресс-конференции «Малоэтажная Россия – иллюзия или реальность?».
В занимательном диалоге приняли участие специалисты Большого Сервера Недвижимости.
«На данном этапе увеличились площади, сдаваемые в эксплуатацию, особенно малоэтажного строительства. В конце 2006 года 220 тыс. кв. м. из них порядка 10 % малоэтажного строительства. По сравнению с предыдущими годами – 3-4 %.
Те земельные участки, которые выдавались с 1993-2002 и длительное время не использовались по своему прямому назначению для строительства индивидуальных жилых домов, в последнее время стали активно застраиваться» - отметил М.М. Бабкин – заместитель главы администрации Всеволожского района Ленинградской области.
По Всеволожскому району за последние 3-5 года в 3-4 раза увеличилась площадь малоэтажного домостроения. Происходит выделение земельных участков под дачное некоммерческое партнерство, индивидуальную застройку.
О проблемах малоэтажного домостроения Большому Серверу Недвижимости рассказал
Пильцер Михаил Александрович – генеральный директор Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков ЛО и СПб при Правительстве Ленинградской области.
БСН: Из возводимого жилья, какой процент сегодня составляет малоэтажное строительство?
Пильцер: на данный момент на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга представлено около 70 коттеджных поселков на разной стадии завершенности. На стадии проектирования находится 48 поселков. Если говорить о социальном жилье как о доступном жилье, то, к сожалению, в прошлом году оно составляло 0,1 % от общего количества производимого жилья. Было возведено около 50 млн. кв. м. по данным Министерства строительства. Хорошо развивается строительство жилья для военнослужащих.
БСН: Что можно сказать о компенсации стоимости малоэтажного жилья?
Пильцер: В прошлом году государством были выделены средства на компенсацию процентной ставки по кредиту жилья.
Сегодня создана программа, при которой очередники (70 %) получили компенсацию на строительство жилья. Но, т.к. стоимость жилья за последний год очень подскочила, эта программа потерпела провал. Очередники не имели возможности даже компенсировать свои проценты за год. Причиной этого является искусственный рост цен рынка недвижимости.
БСН: Может ли малоэтажное жилье быть доступным?
Пильцер: Сейчас очень сложно говорить о доступности жилья, т.к. средняя зарплата в области, предположим, составляет 10 тыс. рублей, в городе больше 13 тыс. рублей, а пенсионеры, для которых это и делается, получают слишком маленькие деньги, чтобы приобрести такое жилье. Соответственно для доступности малоэтажного жилья должны быть другие условия: земля и инженерная подготовка должна быть бесплатной. Государство должно компенсировать эти затраты. Высокая стоимость земли, разрешение на подводы электроэнергии (до 80 тыс. рублей за 1 кВт), увеличивают стоимость реального жилья в несколько раз.
Но малоэтажное жилье может быть более дешевым за счет строительных материалов. На сегодня тенденция во всем мире – переход на малоэтажное строительство, деревянное домостроение. С этой целью пропаганды тратится большое количество средств. В сельской местности деревянное домостроение сегодня составляет 90 % , в городской местности около 50 %. Эта комплексная программа сегодня предусматривает создание промышленного строительства. В основном оно ориентировано на каркасно-панельное домостроение.
БСН: Конкурентоспособно наше малоэтажное жилье с подобным жильем в Финляндии?
Пильцер: Сегодня наши дома не хуже их, мы находимся сегодня уже на более высоком уровне. Но у них создана хорошая социальная политика. А наша политика сегодня спонтанна и создана только для военнослужащих.
Сегодня наше правительство потратило на Олимпиаду 20 млрд. долларов, на все ветхое жилье (на 3 года) планируется потратить 3 млрд. долларов. А ветхое жилье сейчас составляет в России 60 %.