
Московское правительство планирует перенести все городские заводы за черту города. Что же станет с огромными заводскими помещениями? Столичные риэлторы уже потирают руки: их можно превратить в модное элитное жилье – лофты.
Это новое для России слово происходит от английского «loft» -«чердак, галерея, голубятня». Классический лофт – это просторное (от 100 кв.м.) жилое помещение с высокими потолками, расположенное в бывшем индустриальном здании и имеющее весьма условную планировку. Яркая черта лофт-стиля - однообъемность. Квартира должна представлять собой единое пространство, зонированное лишь по прихоти владельца. Кстати, часто размеры лофта считают не в привычных квадратных, а в кубических метрах. Плюс панорамное остекление, старые (порой искусственно состаренные) материалы постройки и интерьер в стиле хай-тек: металл, пластик и стекло – все вместе это создает неповторимую атмосферу.
Впервые селиться в пустующих цехах начали в начале прошлого века в Нью-Йорке. Тогда цены на землю в центре города поползли вверх, и промышленные предприятия стали выводить на окраины. Освободившиеся площади охотно занимали люди искусства, привлеченные большими пространствами, необычным интерьером и невысокой ценой. Постепенно лофты становятся все популярнее. Именно здесь сосредотачивается нью-йоркская богема. Наконец, за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного. Снимать большие помещения в историческом центре города молодым художникам оказалось не по карману – их место заняли успешные адвокаты и финансисты. Тем не менее, лофт до сих пор ассоциируется с авангардом, богемным стилем. Это жилье не для всех, оно никогда не станет массовым.
Для России такой тип жилья пока в новинку. Во-первых, в российских городах пока мало подходящих промышленных зданий, которые можно было бы превратить в элитное жилье. Правда, планы московских властей по выводу фабрик за черту города открывают некоторые перспективы. В частности, стильные апартаменты уже появились в бывшем помещении кондитерской фабрики «Красный Октябрь», продажа первых квартир начнется уже в этом году. Есть и другой вариант – стилизация под лофты нового жилья.
Хотя многие эстеты считают, что главная прелесть лофтов – их «историчность», а «подделка» сразу убивает это индустриальное обаяние старых зданий. С другой стороны, лофт – удовольствие весьма дорогое, а респектабельные покупатели едва ли согласятся поселиться в полуразрушенной бывшей электростанции. К тому же найти подходящий завод в историческом центре города, с красивым видом из окон (а это непременный атрибут элитного жилья) весьма проблематично, а жить в промзоне опять же никто не захочет.
Поэтому зарубежные девелоперы все чаще строят новые дома, которые с виду не отличишь от старых заводов, однако при ближайшем рассмотрение это гораздо более качественное и комфортабельное жилье, чем в «исторических» лофтах. Основной акцент в этих квартирах сделан на большом открытом пространстве, гостиная с открытой кухней, как правило, занимает площадь от 100 кв.м., при этом лофт может включать одну или две спальни и хозяйскую ванную.
Контингент жильцов в современных лофтах довольно однообразен: в основном, это одинокие обеспеченные мужчины около 30 лет. Дело в том, что, несмотря на изрядную площадь, лофт – это чаще всего все же однокомнатная квартира, поэтому жить вдвоем и уж тем более большой семьей здесь неудобно. В то же время для вечеринки лучше места и не придумаешь. Это жилье очень функциональное и стильное, но уютным гнездышком его не назовешь, поэтому женщины проявляют к лофтам меньше интереса. Основные потребители этого продукта - люди современные, творческие, привыкшие нарушать стандарты и ведущие активный образ жизни, но при этом привыкшие к комфорту и достаточно успешные, чтобы все это себе позволить. В общем, настоящие мужчины.
В России до недавнего времени все существующие подобия лофтов были «самодельными». Лофтов в чистом виде, по мнению специалистов, нет вообще, по крайней мере, в Москве. Дело в том, что в столице сохраняется острый дефицит офисной недвижимости, которая всегда дороже жилья, поэтому освободившиеся фабричные помещения выгодно переоборудовать именно под офисы. Другая причина – неготовность состоятельных российских покупателей к таким «изыскам». Представления о роскоши в обществе пока весьма традиционны: особняки, дворцы, но никак не заброшенный завод. Однако со временем вкусы меняются и становятся все более разнообразными. К тому же сам стиль «лофт» в оформлении интерьера уже давно завоевал популярность в Москве, так что вполне возможно, что постепенно на «богемное» жилье появится и спрос, и предложение.