![](http://img-news.ners.ru/news/97/97ac2d010d2a2f1fe84e0eff0731a331.jpg)
Высокие цены на столичную недвижимость вынуждают присматриваться к областным городам даже самых заядлых любителей мегаполиса. «Ф.» узнал, в какую сторону смотреть выгоднее.
Одинцово, Красногорск и Люберцы – оказались городами, наиболее благоприятными и удобными для тех, кто часто бывает в столице и вообще привык к городской суете, ритму жизни мегаполиса, но еще не отвык от пробок и московских цен.
Лидеры. Одинцово занимает первую строчку, хотя является городом сравнительно дорогим и расположенным не на минимальном расстоянии от Москвы. Однако там хорошо развита инфраструктура – не наблюдается нехватки мест в образовательных учреждениях и больницах. Кроме того, широк выбор учебных заведений и медицинских центров, альтернативных государственным, – поблизости расположены несколько частных школ (в том числе гимназия «Жуковка», Первая московская гимназия), детских садов и клиник. При всей развитости города экологическая обстановка в нем благоприятная: много лесов, а уровень выброса вредных веществ в атмосферу и почву низок. В Одинцово ведут Минское и Можайское шоссе – эти трассы хоть и не являются самыми разгруженными (бывают очень серьезные пробки на въезде в столицу), однако не идут ни в какое сравнение с Ленинградским, Дмитровским и Ярославским шоссе, которые уже давно снискали себе славу самых непроходимых дорог России.
Вторая строчка занята Красногорском, к которому из столицы можно проехать по престижному Новорижскому и Волоколамскому шоссе – недалеко, всего три километра. Пробок здесь тоже сравнительно немного, однако в часы-пик затруднен съезд с МКАД – как, впрочем, и везде: можно простоять и полчаса, и час. В тройку лидеров Красногорск вошел благодаря развитой социальной инфраструктуре: рядом – Новорижское шоссе с обилием престижных частных школ и колледжей. Впрочем, пока острой нехватки мест нет и в муниципальных образовательных учреждениях.
Как и одинцовцы, жители Красногорска могут проводить выходные в родном городе – здесь есть кинотеатр (не каждый подмосковный город может им похвастаться), несколько сетевых ресторанов, фитнес-клубов. В столицу можно ездить только на работу. Или за новым гардеробом. Общая проблема населенных пунктов Московской области – отсутствие хороших магазинов и торговых центров. За одеждой, чаще всего, приходится ездить в Москву. Зато жителям области не грозит шопоголизм – тяжелый и разорительный недуг.
В Люберцах тоже нет проблем с детскими садами, школами и поликлиниками, однако экологическая обстановка уже на порядок хуже – близко к столице. В этом, правда, есть и свой плюс – для тех, кто не питает пристрастия к чистому воздуху, – не исключено, что лет через пять город станет районом Москвы. Тогда цены на недвижимость там поднимутся, экология и транспортное сообщение с центром ухудшатся, но все равно этот район будет куда более престижным, чем сейчас. Сегодня же Люберцы – территория активной застройки, куда можно без проблем добраться на электричке или маршрутном такси (правда, придется стоять в пробках).
Расположенные неподалеку города проигрывают лидерам сразу по нескольким пунктам. Например, привлекательность Химок сильно снижает очень плохая экология и забитость Ленинградского шоссе, ведущего к городу. Долгопрудный расположен в непосредственной близости к Москве, – может, поэтому иногда кажется, что туда проще дойти пешком. Однако автомобильная пробка у железнодорожного переезда в Долгопрудном может превратить путь в Москву в нешуточное мероприятие, рассчитанное часа на три.
Из-за активной застройки во многих подмосковных городах и крупных населенных пунктах не хватает мест в детских садах и школах. Например, в Звенигороде всего пять дошкольных учреждений полного дня – записывать в них ребенка нужно еще на этапе планирования беременности и, чаще всего, не безвозмездно. Многие родители и не против заплатить – было бы за что. Между тем в некоторых садах так много детей в группах, что и простых игрушек на всех не хватает. Та же картина в Жуковском – в 2006 году там было всего 468 мест в детских садах на 1 тыс. детей.
Возможно, кто-то возразит, что московская картина не многим лучше – есть и очереди в дошкольные учреждения, и переполненные группы, и большой набор в школьные классы. Однако не стоит забывать о тех семьях, которые готовы платить за воспитание и обучение своего ребенка в частном порядке – столица предоставляет массу возможностей для этого: велик выбор коммерческих садов и школ. В области с этим хуже. Помимо Одинцова, Красногорска и Люберец, неплохо обстоят дела с коммерческими образовательными учреждениями в Химках, Подольске, Железнодорожном, Истре, Мытищах и их окрестностях.
Аутсайдеры. Поскольку одним из основных критериев для определения места города в рейтинге являлось время, затрачиваемое на дорогу от него до Москвы, ближе к концу списка располагаются отдаленные населенные пункты. Однако последнее место занимает Троицк, находящийся всего в 37 километрах от Москвы: досадный проигрыш. Виной ему, в первую очередь, – отсутствие железнодорожного сообщения со столицей: из-за этого существенно увеличивается время в пути. Калужское шоссе пока является одним из самых свободных – по-настоящему серьезные пробки на пути в Троицк случаются только из-за аварий. С другой стороны, трасса всегда настолько же скоростная, насколько свободная, а значит на Калужке серьезные аварии не редкость. Еще один серьезный недостаток – бедная социальная инфраструктура. Зато есть где развлечься: поблизости «Мега – Теплый стан» – там каток, кинотеатр, кафе и рестораны, магазины.
Истра, Наро-Фоминск и Красноармейск занимают последние строчки вполне заслуженно – слишком уж они далеко от Москвы. В целом же для проживания та же Истра совсем не плоха: город быстро развивается, экологическая обстановка благоприятная, есть живописные природные места. Если не нужно каждый день ездить в столицу на работу, жизнь на таком отдалении от мегаполиса может быть вполне приятной и комфортной.
Дмитров и Клин, находящиеся почти в 60 километрах от Москвы и расположенные на загруженных трассах, оказались ближе к середине списка благодаря развитой городской и социальной инфраструктуре и хорошей экологии.
Рейтинг городов Подмосковья
Место / Город / Балл / Средняя цена, тыс. $/кв. м / Удаленность от МКАД, км
1 /Одинцово /50 /3,00 /5
2 /Красногорск /47 /3,14 /3
3 /Люберцы /46 /3,22 /3
4 /Химки /45 /3,35 /1
5 /Мытищи /44 /3,37 /2
6 /Королев /42 /3,01 /6
7 /Реутов /41 /3,17 /1
8 /Долгопрудный /41 /3,21 /4
9 /Видное /40 /3,00 /2
10 /Подольск /40 /2,60 /15
11 /Щербинка /39 /2,57 /8
12 /Балашиха /38 /3,00 /5
13 /Лыткарино /37 /2,44 /8
14 /Дзержинский /36 /3,06 /2
15 /Котельники /36 /3,00 /2
16 /Ивантеевка /36 /2,45 /17
17 /Лобня /35 /2,55 /12
18 /Климовск /35 /1,63 /21
19 /Железнодорожный /34 /2,67 /10
20 /Пушкино /33 /2,00 /30
21 /Юбилейный /32 /2,70 /7
22 /Ногинск /32 /1,66 /30
23 /Домодедово /31 /2,56 /17
24 /Щелково /30 /2,00 /25
25 /Раменское /30 /2,01 /28
26 /Нахабино /29 /2,56 /15
27 /Апрелевка /27 /1,91 /25
28 /Дмитров /27 /1,63 /57
29 /Фрязино /26 /2,01 /25
30 /Голицыно /26 /1,96 /40
31 /Солнечногорск /25 /1,85 /40
32 /Клин /25 /1,45 /58
33 /Жуковский /24 /2,04 /25
34 /Звенигород /24 /1,69 /45
35 /Электроугли /23 /1,83 /25
36 /Сходня /22 /1,72 /33
37 /Истра /22 /2,08 /58
38 /Наро-Фоминск /22 /1,70 /60
39 /Красноармейск /21 /1,59 /50
40 /Троицк /20 /2,03 /37
Самые экологически неблагоприятные города
Место / Город / Удаленность от МКАД, км / Цена, тыс. $/кв. м
1 /Химки /1 /3,35
2 /Люберцы /3 /3,22
3 /Лыткарино /8 /2,44
4 /Сходня /33 /1,72
Самые экологически чистые города
Место / Город / Удаленность от МКАД, км / Цена, тыс. $/.кв. м
1 /Одинцово /5 /3,00
2 /Королев /6 /3,01
3 /Домодедово /17 /2,56
4 /Климовск /21 /1,63
5 /Голицыно /40 /1,96
Самые высокие цены на жилье
Место / Город / Удаленность от МКАД, км / Цена, тыс. $/кв. м
1 /Мытищи /2 /3,37
2 /Химки /1 /3,35
3 /Люберцы /3 /3,22
4 /Долгопрудный /4 /3,21
5 /Реутов /1 /3,17
Самые низкие цены на жилье
Место / Город / Удаленность от МКАД, км / Цена, тыс. $/кв. м
1 /Клин /58 /1,45
2 /Красноармейск /50 /1,59
3 /Климовск /21 /1,63
4 /Дмитров /57 /1,63
5 /Ногинск /30 /1,66
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
Цель рейтинга – определить, в каком из подмосковных городов лучше всего покупать квартиру для проживания.
Учитывались такие факторы, как средняя стоимость квадратного метра по городу, удаленность от МКАД, а также время в пути от кольцевой дороги до населенного пункта в час пик на автомобиле. Кроме того, мы выяснили, сколько времени потребуется, чтобы добраться до места назначения тем, у кого нет автомобиля – это тоже сыграло роль в формировании списка. Начислялись баллы за степень обеспеченности городов объектами социальной (больницы, детские сады, школы, поликлиники) и городской (наличие развлекательных, спортивных и торговых центров) инфраструктуры, за экологическую обстановку в районе. Так как нашей целью был выбор населенного пункта для постоянного проживания, к участию в рейтинге были отобраны лишь города, находящиеся не дальше 60 км от МКАД. Поскольку жители области (а тем более москвичи, присматривающие себе жилье в Подмосковье) часто работают в столице, мы начисляли наибольшее количество баллов тем населенным пунктам, до которых можно быстро доехать. Средняя цена квадратного метра вычислялась с учетом стоимости квартир в новостройках (в том числе на этапе строительства) и продажной стоимости жилья на вторичном рынке в период с 03.01.2007 по 01.06.2007. Определяя экологическую обстановку в городе, мы учитывали наличие в районе вредных производств, объем выброса опасных веществ в почву, количество зеленых насаждений. Использовались данные, представленные на сайтах городов, мнения жителей и потенциальных покупателей, базы данных девелоперов и риэлторов, ГИБДД, правоохранительных органов, личная экспертная оценка «Ф.».
В случае, если несколько городов набирали одинаковое количество баллов, они сортировались по второму параметру – удаленности от МКАД. При совпадении и этого критерия, расставлялись в алфавитном порядке.