
Вчера строительное лобби на круглом столе потребовало от правительства немедленно отменить или кардинально изменить закон "О техническом регулировании" №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Письмо об этом, направленное в правительство Ассоциацией строителей России (АСР) 18 октября, до сих пор остается без ответа. Строители пугают, что катастрофы, подобные обрушению "Трансвааля" или Басманного рынка, могут войти в систему. Разработчики закона винят во всех бедах инертность самих строителей. И тоже пугают - ведомственным беспределом.
По словам вице-президента Российского союза строителей (РСС) Ларисы Бариновой, основная проблема заключена в том, что в законе упущены многие моменты - такие, как охрана труда, энергосбережение, экология и так далее. Но изменения в него внести сложно и трудно: для любого изменения требуется принятие Госдумой соответствующего законопроекта. "Это не соответствует международному опыту, - возмущается Баринова. - Ни в одной стране мира строительные нормы не излагаются в виде законов, а регламентируются профильными ведомствами".
В результате недобросовестные строители пользуются лазейками, оставленными законом. "Сегодня новости со строек напоминают фронтовые сводки", - посетовал президент АСР Николай Кошман. И перечислил внушительный список обрушений, произошедших в результате нарушений правил строительства или эксплуатации сооружений.
Кроме этого, представители строительного лобби пожаловались, что в результате действия закона "О техническом регулировании" российская индустрия теряет свою конкурентоспособность. "В столице вовсю идет высотное строительство, но никаких правовых и нормативных документов об этом нет", - привела пример Баринова. Добавив, что столичные чиновники пошли на нарушение федерального закона, разработав свои нормы строительства высотных зданий.
Но по мнению разработчиков закона, строители во многом лукавят. "Говорить о том, что закон о техрегулировании отменил действующие строительные нормы и правила - это откровенное передергивание фактов", - возмутился один из авторов закона, председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов. - Основная часть нормативных баз сегодня действует, но инициатива заморожена на уровне ведомственного нормотворчества". По его словам, в законе специально предусмотрена норма, позволяющая вводить изменения постановлением правительства, что гораздо быстрее, чем делать это законодательным путем. Однако за прошедшие три с половиной года строительным лобби не был подготовлен ни один технический регламент. "Те предприниматели, которые хотят что-то менять, действуют, - возмущался Рубцов. - Другие решили ждать и стонать о своих проблемах".
Так, по его мнению, столичные корпорации, занимающиеся высотным строительством, могли бы давно заняться разработкой технического регламента для возведения данных сооружений. Но дело в том, что некоторые ведомства хотят получить право самостоятельно вносить изменения в документы, регламентирующие нормы и правила, уверен Рубцов.
В аргументах обоих оппонентов есть своя доля правды. С одной стороны, недовольство ходом внедрения в жизнь техрегулирования еще 13 апреля этого года высказал премьер-министр РФ Михаил Фрадков на заседании правительства. С другой стороны, по словам специалистов технических надзоров, контролирующих деятельность строителей на площадках, основные проблемы связаны не с устаревшими нормами, а с элементарным их несоблюдением: строители экономят, используя бетон более дешевой марки или закладывая в стены и перекрытия арматуры меньше положенного. А пока авторы закона и строители спорят, дома продолжают рушиться. В течение этого года в России имело место 38 происшествий на стройках и эксплуатируемых объектах, 16 из них - в Московском регионе.