Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, застройщики идут на все большие уступки в цене. Скидки в некоторых случаях достигают 50% от первоначальной стоимости жилья. Однако иногда такие акции отпугивают клиентов.
В докризисные времена на весну приходился рост продаж на рынке недвижимости. Однако в этом году надежды застройщиков не оправдались – стагнация на рынке продолжается, а покупателей, желающих вложить средства в строящийся объект, по-прежнему можно пересчитать по пальцам. По утверждению риелтеров, сейчас не продаются квартиры даже в домах, сданных в эксплуатацию. При этом цены на жилье на столичном рынке недвижимости за время кризиса упали в среднем на 55% в долларовом эквиваленте и на 25-27% - в гривневом.
Не лучше ситуация и на первичном рынке загородной недвижимости. Как сообщила руководитель отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank Наталия Пронина, из 75 находящихся на этапе строительства коттеджных городков под Киевом, по состоянию на 1 марта 2009 г. строительство было заморожено в 36% из них. При этом снижение стоимости коттеджей в некоторых городках было зафиксировано на уровне 30-40% в долларовом эквиваленте.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время ситуация на первичном рынке жилья не изменится и цены продолжат снижаться. В итоге, застройщики вынуждены будут идти на все большие уступки покупателям. Например, если еще пару месяцев назад большинство из них с трудом соглашалось уступить клиенту 10% от первоначальной стоимости, то сейчас скидки могут доходить и до 50%. «Сегодня в готовых объектах компании могут уступить до 10-15% от первоначальной стоимости, в строящихся - до 50%. Правда, нередко большие скидки отпугивают покупателей. Потому что когда застройщик продает квартиры ниже себестоимости строительства, возникает подозрение, что он хочет выполнить какие-то другие свои обязательства, а вот когда достроится дом – неизвестно», ¬- говорит девелопер, пожелавший остаться неназванным.
В свою очередь Ярослав Иванов, начальник отдела маркетинга «Украинской Торговой Гильдии» отмечает, что очень часто девелоперы не афишируют свои уступки и практикуют скидки из серии «приезжай – договоримся». В девелоперской же компании «Европа» к вопросу скидок подошли еще более хитро. А именно, как сообщил коммерческий директор компании Владимир Чупринин, с 1 марта «Европа» предлагает покупателям домовладений в коттеджном городке «Оlimpic-Park» застраховаться от рисков, связанных с возможным снижением цен на рынке загородной недвижимости. «При подписании договоров покупатель получает от компании гарантии того, что в случае снижения средней рыночной цены на загородную недвижимость ему будут компенсированы до 30% от первоначальной суммы стоимости домовладений», - объясняет он. Т. е. в то, что цены могут снизится более чем на 30% девелоперы верить не хотят.
Кроме различных скидок, застройщики начали практиковать также продажу жилья в рассрочку и обмен депозитов на квартиру. Правда, не все банки согласны идти на такие шаги. Кое-кто из них идет навстречу клиентам и обмен происходит. Однако некоторые финучреждения отказываются, мотивируя это тем, что срок действия депозита еще не истек. Впрочем, не с каждым банком готовы сотрудничать и сами застройщики. В частности, много заявок поступает от клиентов финучреждений, которые сейчас испытывают определенные трудности.
Немаловажную роль в продвижении жилья девелоперы продолжают отводить и рекламе. В частности, если раньше девелоперу достаточно было прорекламировать на бил-бордах или в СМИ строящийся объект, то сейчас в продвижении более важную роль приобретает формирование и поддержка положительной репутации застройщика, т. к. надежность и финансовая стабильность компании отчасти гарантируют, что проект будет завершен. «Одним из ключевых аспектов продвижения становится проведение PR-мероприятий. К ним можно отнести регулярные публикации комментариев первых лиц компании-девелопера в профильных СМИ, участие в выставках и конференциях, поддержку интернет-сайта с демонстрацией хода строительных работ по проекту. Т. е. основной задачей девелопера становится убеждение клиента в том, что проект будет соответствовать заявленным характеристикам и будет завершен в декларируемые сроки», - говорит Артем Новиков, управляющий партнер компании «Диалог-Классик».
Относительно же рекламы самих объектов, то она, по словам специалистов, становится все более целенаправленной. «При продвижении жилого комплекса «Император» в Ливадии (Крым) мы ориентируемся на активных и успешных мужчин, т. к. в условиях кризиса именно они делают более спонтанные и престижные покупки. Учитывая это, мы размещаем рекламу в деловых СМИ, рассматриваем сегмент развлекательных мужских журналов. Кроме того, планируем презентовать объект на закрытых элитных вечеринках, а также распространить буклеты в аэропортах, пятизвездочных гостиницах и т.д.», - поделилась опытом директор департамента рекламы и внешних связей ИДК «Каскад» Наталья Меченкова. В то же время на вопрос относительно возможного снижения цен на квартиры Н. Меченкова ответила неоднозначно. Мол, единственное, что может предложить потенциальным клиентам застройщик, так это фиксированный курс доллара (правда, и он, почему-то «определяется в индивидуальном порядке», в зависимости от реальной заинтересованности клиента проектом).
А президент «Восточно-инвестиционной группы» Алексей Бутенко для продвижения своих проектов, знакомит потенциальных клиентов с образом жизни, который будет в коттеджном городке «Посольская Гута». Для этого раз в месяц А. Бутенко, будучи владельцем загородного клуба верховой езды «Конюшня Бутенко», приглашает их на мероприятия по конному спорту, которые происходят в клубе, входящем в инфраструктуру городка. Еще один креативный маркетинговый шаг компании - строительство в «Посольской Гуте» резиденции Президента Украины (объем инвестиций – $11 млн.). «Я думаю, что этот маркетинговый шаг позволит нам продать около 10 домов, как раз в той очереди строительства, где будет резиденция Президента (всего в поселке планируется построить 4 очереди - 210 домовладений)- уверен А. Бутенко. Он считает, что такое соседство обязательно привлечет потенциальных покупателей. Осталось только найти деньги на строительство резиденции.
Фото: novaya.com.ua