![](http://img-news.ners.ru/news/f2/f269c2bd67aec65f5d2f0428926aa919.jpg)
Дорожные пробки все плотнее, аренда офиса все дороже, а средства связи все лучше. В этих условиях все больше начальников задумывается о дистанционной работе подчиненных. Но и без минусов такая форма рабочего взаимодействия не обходится. Четыре эксперта поделились своим мнением об эффективности «удаленки».
Валерия Парамонова
«Некоторые наши сотрудники: художники, дизайнеры, фотографы, программисты — работают в удаленном доступе. Все люди разные: одним для достижения результата важно работать в офисе, в команде с коллегами, другим требуется изолированное пространство — своя квартира, собственный рабочий стол, «родной» компьютер. Помимо очевидных плюсов, например, экономии сил и времени на дорогу, работа «в стороне» от коллег избавляет сотрудника от необходимости вживаться в коллектив. Человек гарантированно избежит конфликтов, которые в любом офисе практически неизбежны.
С другой стороны, изоляция от остального мира ведет к уменьшению числа социальных связей. Кроме того, работая дома, человек теряет возможность традиционного карьерного роста. И выполненная работа в лучшем случае станет лишь хорошим материалом для портфолио».
Светлана Михайлова
«Работая HR-менеджером крупного издательского дома, я наблюдала за экспериментом по переводу части сотрудников на работу на дом. Это были программисты, штатные эксперты и сотрудники «на телефоне», которые оформляли подписку на периодические издания. Результаты мы получили почти сразу. Снизилась производительность труда у программистов — количество кода, написанное за месяц надомной работы, было в 2,5 раза меньше того, которое они писали, находясь в офисе. Число «потерянных звонков» у сотрудников на телефоне выросло в 1,7 раза, увеличилось количество жалоб клиентов на некорректные ответы и хамство персонала. А через месяц после начала эксперимента (в нем участвовало 34 человека) мы получили 15 заявлений об увольнении, в основном от руководителей сотрудников-надомников! Удачным был только опыт с экспертами – около 80% их отметили увеличение эффективности труда и удовольствие от работы дома.
Почему мы получили такие результаты от программистов и сотрудников на телефоне? В домашних условиях подавляющее большинство программистов не смогли заставить себя работать! А сотрудники, отвечавшие на звонки подписчиков, все были женщинами с детьми. Соответственно, семейные дела часто мешали им вовремя отвечать на звонки, домашняя атмосфера расхолаживала и манера общения из официальной становилась фамильярной. К тому же они откровенно скучали без офиса и общения с коллегами. Даже выглядели от этого хуже! А для руководителей работа с сотрудниками, которые трудятся дома, — отдельное испытание. Если подчиненные перед глазами, всегда можно проконтролировать, чем каждый из них занят, и при необходимости вовремя скорректировать поведение. А когда сотрудник дома, его очень сложно контролировать. Чем он занимается — непонятно. То у него сеть не работает, то компьютер сломался, то телефон постоянно занят. Сплошная нервотрепка.
Проверенный факт: среди надомников текучесть выше, чем среди сотрудников офиса. У них не формируется корпоративной идентичности, понимания своей роли в коллективе. Корпоративная культура как основа нематериальной мотивации не оказывает на надомников почти никакого воздействия. Если им предложат заработную плату чуть больше, они поменяют компанию».
Александр Занис
«В силу специализации и структуры нашей компании часто приходится практиковать работу с сотрудниками в удаленном режиме. Это экономит их время на дорогу до работы, а значит, человек приступает к работе со «свежей» головой и программирует с меньшим количеством ошибок. Кроме того, нет необходимости в большом офисе с многочисленными рабочими местами. Плюс, как ни странно, упрощается процесс отслеживания того, чем занимается тот или иной сотрудник. В офисе каждому «в монитор» не посмотришь, так как это очень раздражает людей и ломает творческую атмосферу. А при удаленной работе с использованием разного рода коммуникаторов вроде Skype, ICQ или Microsoft Messenger всегда можно поинтересоваться у сотрудника «как дела». Если ответа не последует или ответ будет не по теме, скорее всего, человек занят чем-то другим. Наконец, при удаленной работе на постоянной основе можно договариваться о прямой зависимости зарплаты от результата. Но довольно часто удаленная работа оборачивается несданными, задержанными, несоответствующими техзаданию проектами. Многие «надомники» начинают рабочий день слишком поздно (в редких случаях — слишком рано) и не пересекаются ни с начальством, ни с другими сотрудниками. Скоординировать совместную работу в этом случае сложно. Еще возникает «эффект холодильника», когда человек в буквальном смысле начинает бегать к холодильнику или телевизору, готовить еду, заниматься домашними делами, болтать по телефону. А если сотрудник оказался суперорганизованным, ответственным и квалифицированным, он быстро найдет дополнительную халтуру. Кстати, в режиме «удаленки» очень эффективно работают именно высокооплачиваемые специалисты. Но экономия от «удаленности» на фоне размера их зарплаты ничтожна».
Игорь Журавлев
«Да, в условиях значительного роста цен на аренду офисных и производственных площадей в Москве многие работодатели всерьез задумываются о переводе части персонала на работу в удаленном доступе. Веб-дизайнеры, секретари call-центров, программисты, сотрудники отделов технической поддержки, швеи, переводчики — это далеко не весь перечень. Проблемы коммуникаций решаются с помощью ставшего общедоступным скоростного Интернета и таких сервисов, как видеотелефония Skype или отечественная IP-телефония SIPNET. Однако технический прогресс не спасает «надомников» от психологических проблем. Почему идеальное время на дорогу от дома до работы составляет, по мнению психологов, 30–40 минут? Это необходимый интервал, за который мысли о предстоящей работе успевают вытеснить из головы домашние заботы. Кроме того, многие из нас успевают в дороге распланировать предстоящий рабочий день. В домашних условиях этот необходимый и важный ритуал переключения придется создавать искусственно. Я бы порекомендовал переодеваться в рабочий костюм. Это внутренне дисциплинирует, независимо от того, посещают ли ваш домашний офис клиенты и коллеги».