![](http://img-news.ners.ru/news/1c/1c13823818f9c98ea6f380d17b1e418d.jpg)
Жителям Краснодара не хватает удобной для жизни городской среды. Проблема только-только начала решаться, но законодательные новшества могут поставить на этом крест.
Сейчас в городе есть серьезный перекос в сторону жилой застройки, связанный с огромным миграционным потоком (по итогам прошлого года он составил 138 тысяч человек). Соответственно растет нагрузка на сеть общественного транспорта и дороги, которые не рассчитаны на колоссальный автомобильный трафик.
Также не хватает детских садов, школ, поликлиник, чтобы «закрыть» насущные потребности населения. В дефиците и зеленые зоны.
Варианты решения всех этих проблем участники рынка обсудили на пленарном заседании в рамках выставки «Ярмарка жилья» в Краснодаре.
Терпение длиною в жизнь
Главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок подчеркнул, что срок полной застройки каждого микрорайона – 20 или 30 лет. Пока идет развитие территории, люди, естественно, ощущают дискомфорт. «Конечно, не стоит закрывать глаза на явные неудобства, но нужно понимать, что у города нет волшебной палочки, позволяющей в один момент создать все необходимые объекты», – отметил спикер.
Власти признают: в бюджете не хватает денег на инфраструктуру. Они призывают девелоперов подключаться к строительству учреждений соцкультбыта. И даже разрешения на строительство ЖК уже не выдают без детального проекта планировки одного или нескольких кварталов, где присутствуют не только жилые объекты, но и общественно значимые.
Палки в колеса
Иногда местные компании «ставят» на участке несколько жилых домов и объявляют это комплексной застройкой. Генеральный директор ООО «Краснодар Сити» Андрей Сигидин уверен: для начала нужно определиться, что вообще представляет собой комплексное освоение территорий (КОТ).
В представлении эксперта под это определение попадает площадка минимум в 20 гектаров, где кроме домов предусмотрены магазины, парикмахерские, аптека, пункт полиции, медицинские заведения, школы и детсады. Благоустройство должно быть выполнено в едином стиле.
Игорь Мазурок добавил, что понятие комплексности в отношении городской среды закрепилось в обиходе еще с советских времен. Но чтобы придерживаться этого «идеального», по мнению главного архитектора, тренда, Краснодару в последние годы не хватало денег и необходимых документов. Ведь генплан города много лет проходил процедуру доработки и утверждения, а сейчас его снова отправили на корректировку.
ЗАСТРОЙЩИКИ, ПУСТЬ И НЕОХОТНО, НО СОГЛАШАЮТСЯ ВЗЯТЬСЯ ЗА ВОЗВЕДЕНИЕ СОЦОБЪЕКТОВ
Да, они неоднократно говорили о низкой маржинальности их ЖК в Краснодаре, которая «убивает» все благие начинания. Но понемногу строительство муниципальных школ и детсадов за счет частных компаний ведется.
Однако неизвестно, что будут делать бизнес и мэрия после 1 июля 2018 года. Как напомнил глава ООО «ЧФК – недвижимость» Алексей Трушин, с этой даты вступают в силу поправки в 214-ФЗ, которые делают невозможным КОТ.
БЕЗ ДЕНЕГ И ИНФРАСТРУКТУРЫ
Деньги дольщиков по закону нельзя направлять на возведение объектов инфраструктуры. Поэтому в рамках разрешения на строительство ЖК построить, скажем, детсад не получится. А отдельное разрешение на него не выдадут, т.к. вводится новое правило: один застройщик – одно разрешение на строительство.
Получается вот такой казус.
Участники встречи выразили надежду, что до лета удастся внести поправки в закон.
Дороги «неизлечимы»
Транспортные проблемы Краснодара – не менее острая тема для дискуссий, чем детсады.
Андрей Сигидин напомнил, что городская Дума приняла решение оставить центральную часть муниципалитета мало- и среднеэтажной (не выше 7 этажей). При этом определены границы исторического центра, который находится под охраной государства, а внутри него также есть особый памятник архитектуры – городская сетка улиц.
«Таким образом, мы никогда не избавимся от саманных домов в центре и пробок, поскольку ширину улиц увеличивать нельзя», – резюмировал спикер.
Трамвай станет ближе
Игорь Мазурок уверен, что возможность комфортно и быстро передвигаться у жителей и гостей города все же появится. Существует как минимум два варианта развития системы общественного транспорта, которыми администрация уже занимается.
Первое – это трамвай. «Наша трамвайная система лучшая на юге России, а, может быть, даже в стране. Мы в трудные постсоветские годы не допустили сокращения трамвайных маршрутов, хотя финансовое положение временами было катастрофическое. Запоздали с заменой транспортных средств, это да. Но зато деньги, которые удалось сэкономить, пошли на сохранение всей трамвайной сети», – рассказал Игорь Мазурок.
Сейчас местные власти планируют связать «рельсами» Восточно-Кругликовский район с другими уголками города. Вопрос прокладки путей здесь стоит очень давно. «Мы идем к тому, что нужно создавать второе трамвайное депо, а в перспективе – и третье», – подчеркнул Мазурок.
Кроме того, улицы Тургенева, 40 лет Победы тоже рассматривались составителями генплана для продолжения трамвайной линии. Там есть сегодня обременение в виде подземных коммуникаций, наличие которых удорожает строительство трамвая. Но специалисты прочитывают стоимость реализации этого проекта.
Есть планы и по продлению маршрута по улице Московской от Солнечной до Петра Метальникова, а также создание «ответвлений» в районе улиц Мачуги и Автолюбителей.
За покупками – по воздуху
Поддержание существующих и создание новых трамвайных маршрутов наверняка останется в приоритете у мэрии, но у нее есть на примете и альтернативные виды транспорта.
Второй проект, на котором остановился Мазурок, – создание канатного метро. Оно вряд ли станет полноценной заменой автобусам, маршруткам или тому же трамваю. Но часть пассажиропотока перехватить сможет.
Подвесную дорогу планируют строить в районах, которые притягивают больше всего людей.
К примеру, в Карасунском округе есть торговый центр OZMall– один из крупнейших в Европе. Горожане едут туда на машинах, перегружая и без того забитые магистрали.
«Но за небольшими покупками или просто погулять по торговому центру люди смогут ездить и на «канатке». Это позволило бы разгрузить основную «артерию» микрорайона Гидростроителей – улицу Мачуги. К тому же такое мини-путешествие может принести позитивные эмоции», – считает главный архитектор.
Далеко не все заявленные глобальные проекты удается воплотить. Но озвученные проблемы города уже дошли до такой «точки кипения», что у мэрии просто не остается шансов, кроме как их решать.