То, что собственник квартиры обязан оплачивать квитанции на коммунальные услуги, известно всем. Но немногие знают, что благодаря оплаченным квитанциям на ЖКУ можно стать собственником квартиры. Между тем, судебная практика показывает нам и такие примеры — представлю один из них вашему вниманию.
В 2014 году мужчина овдовел. И вскоре выяснилось, что покойная супруга завещала все свое имущество не ему, а племяннице. В состав наследства вошла половина московской квартиры, которую супруги в свое время приватизировали на двоих.
По состоянию здоровья (а он был инвалидом 2 группы) мужчина не имел возможности разобраться в этой ситуации и оставил все как есть, а племянница тем временем оформила половину квартиры в свою собственность.
Прошло 6 лет — и с помощью своей дочери мужчина выяснил, что его незаконно лишили части квартиры. Он обратился в суд с иском о признании его собственником 1/4 доли супруги, сославшись на правило об обязательной доле в наследстве:
- он, будучи супругом наследодателя и инвалидом, имел право на половину доли в наследстве покойной супруги, которую он получил бы по закону, не будь завещания в пользу племянницы.
До решения суда мужчина, к сожалению, не дожил, и в дело вступила его дочь. Будучи законной наследницей, она поддержала иск отца. Однако суд отказал, т. к. истец по его мнению, имел возможность вовремя оформить наследство у нотариуса, но не пожелал этого сделать.
А доказательств того, что он принял наследство фактически, не было. Вышестоящие инстанции согласились с таким решением, но в Верховном суде РФ его отменили, указав на серьезную ошибку:
- закон позволяет принять наследство не только путем обращения к нотариусу, но и фактическими действиями, которые свидетельствуют о намерении наследника принять имущество в свое владение (в частности, проживание в жилом помещении наследодателя на день открытия наследства, оплата коммунальных услуг за него и т. д.);
- в данном случае истец доказал, что со дня смерти супруги он оплачивал коммунальные квитанции за квартиру — причем, за все помещение, а не только за свою долю. Это значит, что он признавал квартиру своим имуществом — и принял свою обязательную долю в наследстве супруги фактически.
Кроме того, свидетели подтверждали, что он все время проживал в этой квартире, а в последнее время совсем не выходил из нее из-за плохого самочувствия.
С учетом этих обстоятельств Верховный суд РФ подтвердил, что есть все основания признать мужчину собственником половины доли покойной супруги (т.е. 1/4), несмотря на то, что со дня смерти супруги прошло уже 6 лет.
А это значит, что собственницей теперь станет его дочь, как законная правопреемница, получив суммарно в свое владение (вместе с долей покойного отца) 3/4 квартиры.
И все благодаря оплаченным квитанциям за коммунальные услуги — как видно, в решающий момент, когда нужно доказать фактическое принятие наследства в отведенный законом 6-месячный срок, квитанции могут сыграть решающую роль в исходе дела (определение ВС РФ № 5-КГ24-99-К2).