
Универмаг — классический для Европы торговый формат. Но оказывается, что в России он распространен меньше, чем более молодые ритейл-парки cупермаркеты.
По странам и континентам
В Европе история универмагов длится больше века, и наиболее развит этот формат в Великобритании. «Там известны такие сети универмагов, как Debenhams, Marks&Spencer, House of Frazer, John Lewis, Harvey Nichols, Harrods», – рассказывает Люси Хайн, менеджер по развитию сети Debenhams в России. Сети универмагов могут насчитывать как всего несколько магазинов в одной стране, так и десятки по всему континенту. Например, у Debenhams 123 магазина только в Великобритании и Ирландии. В Скандинавии и странах Балтии развита сеть Stockmann. В Германии известны сети Karstadt и Kaufthof, во Франции – Galeries Lafayette. Развиваются и такие европейские сети, как H&M, BHS, Peek&Cloppenburg, C&A, Macy’s. Практически в каждой стране Европы представлено минимум 5 локальных и международных сетей универмагов. Развиваются сети универмагов и в США, Японии, Корее. «Типичный универмаг располагается в здании с торговой площадью более 5 тыс. кв.м, при этом площадь одного этажа – не менее 1,2 тыс. кв.м, а товарные группы распределены по этажам по тематическому принципу», – рассказывает Полина Жилкина, руководитель отдела аналитики компании ADG Group.
Между европейским типом расположения универмагов и американским есть существенная разница. В Европе универмаги чаще располагаются в центре города. «Это может быть 4–5-этажное отдельное здание, часто с подземным этажом, с организованной парковкой, торговой площадью более 10 тыс. кв.м», – отмечает Айдар Галеев, директор департамента консалтинга и исследований компании «Миэль – Коммерческая недвижимость». В США универмаги тяготеют к размещению в составе больших моллов – в одном таком молле может быть 5–6 универмагов площадью более 10 тыс. кв.м. «В США и Европе именно универмаги выполняют роль основных якорей торговых центров, в отличие от России, где главным якорем считается продуктовый гипермаркет», – рассказывает Константин Сахаров, исполнительный директор отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko. У каждой сети универмагов своя концепция и ассортиментная политика – кто-то специализируется на одежде, кто-то – на товарах для дома. При этом ассортиментная матрица адаптируется под потребительские предпочтения в конкретных странах.
Советский вариант
В канувшем в Лету Советском Союзе универмаги были приоритетным способом торговли непродовольственными товарами. Сетью универмагов ГУМ, ЦУМ, а также специализированными «Детскими мирами» была покрыта вся страна. Советские универмаги, как правило, занимали несколько этажей, передовые образцы их оснащались эскалаторами, каждый этаж выделялся под одну или несколько категорий товаров, архитектурное решение обеспечивало хорошую просматриваемость помещений (во многом они соответствовали европейским представлениям).
После краха централизованной системы снабжения универмаги практически лишились возможности представлять широкий ассортимент, неразбериху внес и процесс приватизации и акционирования, приведший к смене их владельцев. К тому же, как отмечает Илья Шуравин, партнер S. A. Ricci, с развитием рыночной торговли однообразный ассортимент универмагов начал конкурировать с многообразной продукцией Китая и прочих стран, не отличавшейся высоким качеством, но соответствовавшей вкусам потребителей. Постепенно большинство универмагов превратилось в низкосортные торговые центры, сдававшие площади в аренду частным предпринимателям. Только в XXI веке некоторые из них начали реконструкцию. Из уцелевших универмагов современным представлениям о них соответствует, пожалуй, только ЦУМ, переживший несколько смен владельцев и реконцепций. Московский ГУМ также сохранил былую притягательность, однако по концепции является типичным торговым центром. Проект ГУМа по созданию в стране сети универмагов «Стильный Город», возникший еще в начале 2000-х, кончился ничем – потребители, владельцы торговых центров, арендодатели да и сами операторы торговли были не готовы к масштабному развитию этого капризного формата.
Квазиунивермаги
Возрождение и развитие формата универмагов в России только предстоит. Большинство объектов торговли, именующих себя универмагами, таковыми не являются – хотя бы из-за занимаемых площадей (как правило, менее 2 тыс. кв.м). «В настоящее время в России более развит такой формат универмага, при котором основной категорией предлагаемых товаров является одежда, обувь и аксессуары», – отмечает Михаил Гец, вице-президент по стратегическому развитию компании Blackwood. Как считает Константин Сахаров, к классическим универмагам, или Department Store, в России можно отнести только объекты сети Stockmann. Они работают как в центре Москвы (в составе торгово-офисного комплекса «Смоленский Пассаж»), так и на окраинах города (в составе комплексов «МЕГА»). Близки к формату универмагов некоторые объекты сети ХЦ – они занимают более 2 тыс. кв.м, размещаются на нескольких этажах (как, например, универмаг «ХЦ Бухарест» или универмаг «ХЦ» в составе торгового комплекса «Город»).
Однако в подавляющем большинстве случаев в торговых центрах представлены квазиунивермаги – крупные магазины одежды с расширенным ассортиментом, занимающие 1–2 тыс. кв.м и располагающиеся на одном этаже. Большие иностранные магазины одежды с монобрендовым или сшитым по заказу широким ассортиментом (ZARA, NEW YORKER, TopShop, New Yorker, Peacoks) также порой стали называть универмагами. Появляются и российские квазиунивермаги – сеть распродаж «Фамилия», сети Modis и «Авеню». Отличительной особенностью российских сетей квазиунивермагов является формирование индивидуального ассортимента из пошитых по заказу безмарочных коллекций; этим они напоминают советские универмаги, где бренды также отсутствовали, а были виды продукции и завод-изготовитель. Сеть «Фамилия» и вовсе ориентируется на продажу стоковых коллекций как малоизвестных, так и известных брендов. Единственная российская сеть, ориентирующаяся при формировании ассортимента на известные зарубежные марки, – «ХЦ». К формату универмага теперь тяготеет и «Снежная Королева.
С формата квазиунивермага начинают свое развитие в России и иностранные сети классических универмагов – как правило, не напрямую, а через своих партнеров или по франчайзингу. В России уже работают такие сети, как Debenhams (RID Group), BHS («Автолайн»), C&A («Автолайн»), Marks&Spencer (Fiba Group). «Европейские сети H&M и Peek&Cloppenburg планируют выходить на московский рынок», – отмечает Ольга Ясько, руководитель департамерта аналитики Colliers International.
Благодаря развитию потребительского рынка все больше сетей универмагов собираются открывать магазины не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах. «Debenhams планирует в ближайшее время открытие магазинов в Самаре и Красноярске», – делится планами Илья Шуравин. Marks&Spencer и C&A уже начали региональную экспансию. Однако если флагманский магазин универмага в Москве и Петербурге может составлять три и более тысячи метров, то региональные проекты по площади могут немного уменьшаться. Российские сети, делающие ставку на низкие цены, готовы развиваться и в небольших городах. «Некоторые сети, которые уже не первый год работают на российском рынке и понимают его специфику, обратили свои взгляды на города с населением порядка 300 тыс. человек», – рассказывает Анна Коваль, заместитель директора департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty. «Многие иностранные универмаги разработали адаптированные под российские торговые центры мини-форматы», – отмечает вице-президент ГК «Ташир» Виталий Ефимкин.
Сложно, но можно
Причин, по которым сети универмагов пока испытывают сложности с развитием в России больших форматов, несколько. «Создание универмага и управление им – очень сложный бизнес. Он предполагает формирование и поддержку ассортимента из десятков тысяч наименований товаров различных категорий, его правильную выкладку и зонирование, необходимость сложного автоматизированного учета (чтобы покупатель мог оплатить весь товар на любой кассе и чтобы запасы товаров вовремя пополнялись). Кроме того, поскольку ранее на территории России активно развивалась монобрендовая торговля, права на большинство марок уже выкуплены российскими компаниями. Универмагу, желающему представить широкий ассортимент известных марок, придется договариваться с многочисленными правообладателями, а это не всегда возможно», – рассказывает Константин Сахаров. По трудности управления универмаг схож с гипермаркетом, и даже сложнее. «Объем закупки продуктов питания можно регулировать, это только вопрос цены – при этом их все равно купят, а коллекции одежды нужно покупать только полностью, на определенную сумму – при этом можно ошибиться с выбором и потерять 90% вложенных денег», – рассказывает Дмитрий Баранов, начальник отдела исследований рынка компании «Молл Менеджмент». «Делать монобрендовый магазин, основывающий свою деятельность на каком-либо одном товаре, будь то одежда, обувь, бытовая техника или продукты, гораздо легче», – отмечает Айдар Галеев.
Российские предприниматели пока не готовы брать на себя риски развития полноценной сети универмагов, а прежде чем какая-либо иностранная сеть Department Store предпримет серьезную попытку выйти напрямую на российский рынок с открытием десятков магазинов (что означает инвестиции в сотни миллионов долларов), может пройти еще не один год. Попытки развития больших форматов, которые предпринимаются, пока нельзя назвать успешными (за исключением сети Stockmann). Например, турецкая сеть Boyner вынуждена была закрыть универмаг, занимавший 6 тыс. кв.м в торговом комплексе «МЕГА-Химки». Корейская сеть LOTTE вместо универмага создала в России торговый центр с открытым пространством, столкнувшись с невозможностью централизованного обеспечения ассортимента. В результате в LOTTE на Новом Арбате располагается множество арендаторов «без витрин». Однако при этом сохранено типичное для Department Store зонирование по этажам. В отличие от классического универмага, где на любой кассе можно оплатить сразу весь товар, в корейском случае оплата товара производится только в соответствующей секции.
Однако, несмотря на все сложности, девелоперы торговых центров все охотнее рассматривают универмаги в качестве арендаторов своих торговых центров. «Причиной медленного развития сетей универмагов в России были противоречия интересов девелопера и арендатора. Цель девелопера – как можно дороже сдать площади, что предполагало размещение множества небольших магазинов, которые активно работают на рынке одежды. Кроме того, в отличие от других якорных арендаторов, универмаги не готовы выступать соинвесторами. Однако по мере усиления конкуренции торговых центров универмаги будут становиться все более востребованными и ценными якорями», – считает Виталий Ефимкин. Если в торговом комплексе «РИО» только два квазиунивермага – ZARA и «Снежная Королева», то в ТЦ «РИО Гранд» на Дмитровском шоссе универмаги будут представлены более солидно. Эксперты не считают, что размещение в составе торгового центра большого универмага может сильно «испортить жизнь» монобрендовым магазинам одежды. «В монобрендовом магазине линейка всегда шире – последние новинки, коллекции, специальные товары и пр., а в универмаге есть возможность сравнения схожих товаров разных марок, поэтому конфликта как такового не существует», – отмечает Анна Коваль. Впрочем, как подчеркивает Виталий Ефимкин, если контракт с универмагом заключается на стадии строительства, то он может в договоре аренды обозначить ассортимент и марки, которые должны эксклюзивно представляться в торговом центре, убрав тем самым саму возможность прямой конкуренции с монобрендовыми магазинами.
Появление в России отдельностоящих универмагов менее вероятно, чем их открытие в составе торговых центров. «Арендовать отдельностоящие здания (а не владеть ими) намного дороже, чем арендовать якорные площади в торговом центре, где к тому же можно переложить на собственника решение всех бытовых вопросов», – считает Дмитрий Баранов.
Фото: Павел Харитонов, ИТАР-ТАСС