![](http://img-news.ners.ru/news/fa/fadc206392bbfc6b9759d9ed87383b0d.jpg)
О том, как и какие памятники культуры охраняются в Нижегородской области, мы поговорили с заместителем руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорем Петровым.
- На территории Нижегородской области находится 3345 объектов культурного наследия, в числе которых 1109 объектов федерального (общероссийского) значения, 2210 объектов регионального значения и 26 объектов местного (муниципального) значения. Эти объекты расположены неравномерно по территории региона. Значительное их количество находится в областном центре.
На сегодняшний день в Нижнем Новгороде насчитывается 746 объектов культурного наследия или памятников истории и культуры, что терминологически означает одно и то же. В их числе - 92 объекта федерального значения и 654 – регионального.
Но как узнать, какой памятник к какому уровню отнести?
- Законодательством установлена специальная процедура, - поясняет Игорь Петров. – В отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, проводится государственная историко-культурная экспертиза. Эксперты дают рекомендации с художественно - исторической точки зрения.
Если в ходе экспертизы устанавливается культурологическая ценность объект в масштабах региона, то и историко-культурный статус дается региональный. А если памятник связан с важными моментами для истории России, тогда это памятник федерального (общероссийского) значения.
По горьковским местам
Особый колорит нашему городу придают исторические памятники, связанные с Максимом Горьким. В принципе, и сам Нижний можно считать таким памятником – много лет он носил имя своего великого уроженца.
- И в Италии, и во Франции, где мне с коллегами удалось побывать в рамках дней культуры России, само название нашего города - Нижний Новгород - не очень знают и на слух не воспринимают, - объяснил Игорь Петров. - А вот, когда говорим, что Нижний Новгород - это бывший город Горький, то все понимают и выстраивают логическую цепочку: Максим Горький - Ромен Роллан (друг писателя) – Сахаров (фактически отбывал в Горьком ссылку). Такова информированность интеллектуальной части западноевропейского общества.
Так что само слово «Горький», вполне может и должно быть брендом для представительства нашего региона в Европе. Кстати, время вполне подходящее - 28 марта 2018 года Нижегородская область и весь литературный мир будет отмечать 150-летие со дня рождения великого писателя.
- Мемориальные дома, связанные с жизнью и творчеством Максима Горького, относятся к разным историко-культурным категориям, - рассказал Игорь Петров. - Некоторые имеют региональное, но большинство – федеральное значение. Это и дом №19 на улице Семашко - последняя квартира Горького в Нижнем Новгороде, и усадьба под №33 на улице Ковалихинской, во флигеле которой в марте 1868 года Горький родился.
Юбилей означает серьезную подготовку к его проведению.
- Сначала все объекты в регионе, связанные с именем Горького, были вычленены из общего массива памятников. Таких объектов оказалось 23. Проанализировано их техническое состояние, а также проведена работа по установлению собственников и пользователей этих объектов. Составлена «дорожная карта» по проведению мероприятий государственной охраны «горьковских» мест.
Сложности финансирования
- Сохранять памятник - означает заботиться о нем, поддерживать в надлежащем состоянии, использовать в целях не наносящем ему вреда, а в ряде случаев проводить реставрацию или реконструкцию. Наша область богата объектами культурного наследия и обеспечить их содержание в превосходном состоянии для нее практически нереально. Так произошло и с «горьковскими» домами.
- Многие в хорошем состоянии, ну а некоторые, понятно, нуждаются в дополнительных средствах для ремонта. Эти средства выделяются их бюджетов разных уровней. Например, в прошлом году у «домика Каширина», в котором прошли детские годы Максима Горького, заменили тесовую кровлю, но есть и другие работы. Последняя квартира Горького в нашем городе также нуждается в ремонте - там нужно ремонтировать фасад. Несколько лет назад за счет федеральных средств были укреплены фундаменты, заменена металлическая кровля, а вот на фасад денег не хватило.
Все дело в финансировании.
- Законодательство четко установило, что бремя содержания объекта культурного наследия лежит на его собственнике или владельце, - пояснил Игорь Петров. - Когда объекты находились в федеральной собственности, на работы по их сохранению выделялись деньги из федерального бюджета. Как только объекты были переданы в областную и муниципальную собственность, финансирование из этого источника прекратилось.
То есть целый пласт памятников перешел с федерального уровня собственности на областной и муниципальный уровни. Такие уникальные объекты, как нижегородский кремль, областная библиотека им. В.И.Ленина, драматический театр, художественный музей и ряд других памятников федерального значения находятся в региональной собственности.
- Логика такого решения – снять нагрузку с Российской Федерации и перенести бремя финансирования их содержания и использования на регионы, - считает Игорь Петров.
Церковь на улице КИМа
Впрочем, средств на одновременное реставрирование всех памятников не было никогда, даже в советское время. Исходя из объемов финансирования, выбираются наиболее ценные с историко-культурной точки зрения, нуждающиеся в срочных противоаварийных, консервационных или реставрационных работах, либо памятники, связанные с определенными важными датами в истории нашей страны.
- Недавно торжественно отмечалось 800-летие Сергия Радонежского, в рамках которого восстанавливались и реставрировались памятники, связанные с этим православным святым. Так, в текущем году завершены масштабные работы по восстановлению Сергиевской (Троицкой) церкви на улице Кима в Сормовском районе.
В советское время в церкви располагалось производство, и сама она пришла в аварийное состояние. Однако на бюджетные и внебюджетные средства удалось отреставрировать ее полностью.
В следующем году будет отмечаться столетие со дня рождения выдающегося изобретателя судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. Планируется отремонтироваться фасад дома №45 по улице Ульянова в Нижнем Новгороде, в одной из квартир которого длительное время жил Алексеев.
Если вспомнить недавние примеры, то большие работы по реставрации памятников были проведены к 400-летнему юбилею народного ополчения 1612 года.
- В связи с подготовкой к проведению на территории области Чемпионата мира по футбол, правительством области поставлена задача – провести в Нижнем Новгороде инвентаризацию объектов культурного наследия, выявить техническое состояние их фасадов и определить необходимость проведения тех или иных ремонтных и реставрационных работ, - рассказал Петров. - Объекты, находящиеся на главных магистралях и основных туристических маршрутах города, внешний вид которых в настоящее время не украшает облик города, должны быть к 2018 году отреставрированы.
На сегодняшний момент все здания обследованы, в отношении каждого памятника составлены информационные карты, содержащие уточненные сведения обо всех собственниках и иных владельцах данных объектов. Эти сведения не всегда имелись в нашем распоряжении или были не точны. Определены виды работ по приведению внешнего вида этих зданий в надлежащее состояние.
Кстати, объекты культурного наследия могут находиться в разных формах собственности -. государственной, муниципальной, частной вне зависимости от историко-культурной значимости. Например, частный дом в деревне Савиново Городецкого района с великолепным фасадным декором – глухой «городецкой» резьбой - является памятником общероссийского значения. Его включили в реестр объектов культурного наследия, но на право частной собственности это не повлияло.
Реликт «с молотка»
Кстати, многие памятники культуры выставляются на аукционе.
Правда, такие объекты продаются с определенными ограничениями и обременениями, касающимися поддержания их в должном состоянии. И тот, кто покупает памятник культуры, понимает, что приобретает не только здание, но и обязанности по его сохранению.
- К приватизации памятников Нижегородская область приступила одной из первых, еще в 1990-е годы. Следует сказать, что это был один из путей привлечения внебюджетных инвестиций для сохранения самих памятников в условиях отсутствия государственного финансирования.
Можно привести десятки примеров, когда памятники были спасены, благодаря переходу в частную собственность. Есть и негативные факты: когда здание куплено на аукционе, но хозяин относится к нему небрежно.
По словам Петрова, превалирует все-таки категория памятников, которые собственниками исправно поддерживаются в порядке.
Наглядный пример, когда инвесторы видят в прошлом будущее - один из корпусов «Красных казарм». Каменное трехэтажное здание было заброшено, военные оттуда съехали, требовались огромные деньги на восстановление. Администрацией Нижнего Новгорода здание было приватизировано. Новый хозяин планирует разместить в нем гостиницу и ресторан. Так и прибыль в городскую казну получена, и сохранен интересный памятник регионального значения. Казармы были построены в первой половине 19 века по прямому указанию императора Николая I.
- За последнее время из областной в частную собственность перешло сразу несколько крупных памятников. Например, два дома на Верхневолжской набережной - 11 и 12-й. Первый, особняк Каминских, является памятником федерального значения, второй, дом Кабачинского, - памятник регионального значения.
- Обе усадьбы приобрел один инвестор, и это, как мы считаем, удачный вариант – смежно расположенные памятники находятся у одного собственника, что позволит рационально распорядиться их территориями в интересах культурного наследия.
Приватизировано здание №2 на улице Рождественской – бывшая ночлежка Бугрова, место действия знаменитой пьесы «На дне». Сейчас готовится к продаже дом №51 по улице Ильинской – особняк середины 19 века.
Скажи-ка дядя, ведь недаром…
Нерадивых собственников тоже хватает.
Например, самое старое деревянное здание Нижнего находится в неудовлетворительном, если не сказать, в аварийном состоянии. Расположенный на улице Ульянова под №8 домик конца 18 века пережил события Отечественной войны 1812 года. По некоторым краеведческим данным, в нем некогда останавливался московский изгнанник Василий Львович Пушкин, дядя великого русского поэта.
- Нынешний собственник относится к памятнику без должного уважения, - констатирует Петров. Место, на котором стоит этот памятник, в центре города, привлекательно с коммерческой и инвестиционной точек зрения, правда, с самими домиком сделать ничего нельзя кроме реставрации – он под охраной закона. Так он и стоит, заколоченный и залепленный рекламными баннерами, уже много лет.
- Мы будем работать с собственником этого уникального памятника согласно законодательству, - комментирует Игорь Петров. - Дом в списке памятников, нуждающихся в проведении ремонтных работ.
В частной собственности находится бывшее здание Дома культуры ГУ МВД на Малой Покровской, 16. Его состояние оставляет желать лучшего.
- Скоро ЧМ-2018, и недопустимо, чтобы гости города лицезрели здание в таком виде. А ведь памятник интереснейший - дом 20-х годы 20-го века, в стиле конструктивизма. Таких жемчужин в Нижнем Новгороде раз-два и обчелся.
Есть и другие примеры, когда объекты великолепно содержатся частными инвесторами.
- Например, купеческие особняки 60 и 62 на улице Ильинской, где в нынешнем году завершены работы по восстановлению всех деталей фасадов и интерьеров с богатой лепниной.
Проданная «Родина»
Если собственник удручающе некомпетентен, то закон предусматривает определенные инструменты воздействия.
- Например, если собственник не исполняет своих обязательств по содержанию объекта культурного наследия, то в исключительных случаях по решению суда можно изъять у него этот объект.
Такое происходит не часто, но прецедент может появиться в Нижегородской области. Речь идет о кинотеатре «Родина» в городе Дзержинске.
Несколько лет назад он был продан в частные руки. Другого выхода у администрации города на тот момент не было - как кинотеатр он не функционировал, а у муниципалитета не хватало денег на его содержание. Вот и продали местные власти это огромное здание в стиле сталинского классицизма. Но неудачно.
- Приобретя объект, новый владелец не вложил ни копейки, - пояснил Игорь Петров. – Здание находится в удручающем состоянии. Окна выбиты, внутри был пожар. Подали в суд, чтобы тот принял решение об изъятии памятника у владельца. Но найти собственника объекта оказалось не так просто.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что уже другое лицо владеет бывшим кинотеатром. Скорее всего, здание вернут в ведение муниципалитета. Правда, денег на содержание как не было тогда, так нет и сейчас, так что жемчужину сталинской архитектуры могут снова выставить на торги.
Будем надеяться, что «Родина» найдет хорошего владельца.
Не время сантиментам
Как специалисты по охране памятников узнают о плачевном состоянии того или иного объекта?
- В первую очередь, из обращений неравнодушных граждан. Такие обращения отрабатываются, проводятся проверки изложенных в обращении фактов, - объяснил Игорь Петров. О проверке уведомляется собственник объекта. По результатам проверок выдаются предписания, согласно которым в определенные сроки собственник обязан разработать проект и провести работы по ремонту и реставрации принадлежащего ему памятника. По истечении отведенного срока проводится повторная проверка. Если работы не выполнены, то к собственнику принимаются меры правового воздействия в виде штрафов.
- Однако наша задача состоит не только в том, чтобы наказывать, - считает Игорь Петров. – Если выполнению работ помешали объективные обстоятельства, мы можем скорректировать сроки их проведения. Но там, где уважительных причин не видно, специалисты управления направляют материалы проверок в суд, который вполне может вынести решение о наложении штрафа. Штрафы сейчас, согласно административному кодексу, высокие: для физического лица – от 200 тысяч рублей, для юридического - до миллиона.
Такая система работает вполне эффективно, помогая охранять памятники культурного наследия от главного врага - беспощадного времени.