Как удержаться на плаву в условиях кризиса

Источник фотографии

Алексей Макаров, управляющий партнер ГК «Триумф», бизнес-тренер, заместитель декана «Бизнес школы» НИУ «Высшая школа экономики»:
- Существует три классических подхода в борьбе за живучесть компании в условиях кризиса.

Первый – сокращение издержек. Это самый распространенный, простой и понятный способ. Объем сокращений зависит от того, какой «жирок» у компании был накоплен. Одни сворачивают непрофильные расходы, другие ужимают офисы, третья увольняют часть сотрудников. Четвертые занимаются всем этим разом.

Второй классический подход – использование кризиса для развития, которое бывает внешним и внутренним. Внешнее развитие подразумевает диверсификацию, заключение разносторонних альянсов, расширение сферы деятельности за счет слияния с другими компаниями или покупки новых бизнес-структур.

Внутренне развитие предполагает три возможные точки роста - территориальную (расширение зоны интересов), продуктовую (расширение спектра услуг) и технологическую (внедрение новых технологий, схем, механизмов).

Все это, естественно, ведет к увеличению бюджета. Рискованно? Разумеется! Поэтому по такому пути идут единицы – не более 5% компаний, причем вне зависимости от отрасли экономики.

И, наконец, третий подход - выжидание. Компании, условно говоря, забиваются в угол, ничего экстраординарного не предпринимают и ждут лучших времен. Это вполне действенная стратегия. Ведь и по жизни наибольших успехов чаще добиваются те, кто умеет ждать, а не шарахается из стороны в сторону.

Далее. Существуют определенный набор стандартных рецептов по подходу к управлению компанией в условиях кризиса. Например, рекомендуется включать авторитарное лидерство. Даже если в агентстве практиковалось демократичное управление, в момент кризиса рекомендуется брать ситуацию в свои руки, нивелируя промежуточные звенья управления, снимая вопросы различных согласований, обсуждений, споров и т.д.

Еще один распространенный рецепт связан с управлением финансами, которые необходимо взять под жесткий контроль. Есть такая, давно апробированная методика как «13-недельный кэш-фло» (от англ. Cash Flow – поток наличных), которая подразумевает составление финансового плана на 13 недель. Каждую неделю следует делать анализ и, если план не совпал с фактом, проводить корректировку для последующего периода.

Что касается меня, то я бы хотел предложить другой подход. Он заключается в простой формуле: не нужно искать ответы на стороне; все ответы внутри нас, главное - уметь до них докопаться. Если в кризисной ситуации вы почитаете какие-то книжки, найдете методику и попытаетесь ее применить, то, скорее всего, будете разочарованы. Ибо даже самые продвинутые методики не в состоянии учесть все специфические моменты, связанные с вашей компанией.

На сегодня существует 10 научных школ стратегического менеджмента. Один из постулатов десятой, наиболее прогрессивной (Школа конфигурации) заключается в «стимулирование участия в переменах путем совместного (руководителя и сотрудников) диагностирования бизнес-проблем и поиска вариантов их устранения».

В переводе на доступный язык это означает, что для начала необходимо собрать всех сотрудников и путем совместных усилий выявить все проблемы, уязвимые места, препоны, мешающие в работе. После систематизации означенных проблем следует выработать свое видение – в каком направление компания должна двигаться. Для этого определяется, какие есть возможности на рынке и какие есть способности у компании. После чего проводится состыковка этих возможностей и способностей. Далее выписываются весь комплекс угроз, которые могут или уже нависли над компанией. Нужно посмотреть экономическую, финансовую, политическую, физическую, юридическую, социокультурную составляющие угроз. И затем опять же командой обсудить, как эти угрозы нивелировать или превратить в свои возможности.

И после этого – можно начинать движение в заданном направлении. Мой опыт как бизнес-тренера свидетельствует о том, что на сегодня это самый прогрессивный и правильный подход, который я помогал применять на различных предприятиях, в агентствах недвижимости Челябинска, Владимира и т.д.

С удовольствием готов помочь и нижегородским агентствам.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: