![](http://img-news.ners.ru/news/01/01c67e27fc7b6544a0385f1b1aa1d6eb.jpg)
Проблема мотивации персонала является животрепещущей для любого предприятия. Заинтересовать сотрудника в результате собственной работы – значит, правильно определить его мотивы и воздействовать через них. Выполнение главной стратегии и задач компании напрямую зависит от заинтересованности работников в собственном труде. Недаром ведущие эксперты утверждают, что грамотная система мотивации в компании – двигатель ее прогресса и развития.
Что такое мотивация персонала?
Мотивация персонала - это одна из важнейших составляющих кадровой политики любого предприятия. Эффективная система мотивации способна существенно воздействовать на производительность труда. Существует множество разных теорий мотивации, однако все специалисты сходятся в одном – самый лучший результат дает мотивация на результат. Такая система позволяет руководству обоснованно выплачивать своим отличившимся сотрудникам вознаграждения, а работники, в свою очередь, видят четкую зависимость полученного ими дохода от приложенных усилий.
Мотивация и кадровая политика компании
При разработке системы мотивации персонала, обычно руководство компании обычно идет по трем направлениям.
В первом случае выбирается материальное стимулирование при помощи денежных стимулов. Чтобы заинтересовать работника в собственном результате, его заработная плата ставится в прямую зависимость от них.
Существует второе направление кадровой политики, часто применяемое на новых предприятиях, где материальная база для выплаты премий и бонусов еще недостаточная. Акцент в этом случае ставится на идеологию компании, ее корпоративную культуру, вызов в сотрудниках энтузиазма.
И самый оптимальный путь – это сочетание приведенных выше методов, когда материальное стимулирование происходит на базе прочной корпоративной культуры. Такая компания, опирающаяся не только на денежные выплаты своим сотрудникам, переживет даже самые сложные времена.
Разработка системы мотивации: первые шаги
Начинать следует с наведения порядка в целях и задачах компании. Нужно четко определить, что является главной миссией предприятия, и через достижения каких целей ее можно реализовать. Каждая цель разбивается на список конкретных задач, решение которых зависит от работы каждого отдела компании. Следует понять, какие трудности и препятствия возникают на пути реализации этих задач, почему не все сотрудники работают качественно и заинтересованы в результате своего труда.
Многие специалисты склоняются к тому, что существует несколько типов работников, которые руководствуются в своей работе разными мотивами. Соответственно, к каждому типу должна применяться своя мотивация.
Разные типы сотрудников и их мотивация
Люди все очень разные – соответственно, существуют и разные типы сотрудников, к которым подходят определенные методы воздействия.
Тип «инструментарий». Эти люди не привязываются к коллективу и предприятию. Они приходят туда, где им больше платят, и без сожаления покинут вашу компанию, если им предложат лучшие условия. Для таких сотрудников лучше всего подходит денежная мотивация, в виде бонусов и штрафов.
Тип «профессионал». Эти работники превыше всего ценят свою профессию. Они любят сложные задания, инновационные направления. Работа для них – самовыражение, и размер заработной платы не так уж и важен. Если такому сотруднику интересно, он может сделать большой объем в короткие сроки. Лучшим стимулом для него будет возведение его в ранг эксперта: советуйтесь с ним, подчеркивая его профессионализм и вклад в общее дело.
Тип «патриот». Сотрудники этого типа разделяют миссию компании, и свой личный успех не отделяют от общего. Им нравится быть нужными своему предприятию и они часто являются общественными лидерами в коллективе. Материальная мотивация на них воздействует не так эффективно, как нематериальная – объявление благодарности, выговор.
Тип «хозяин». Инициативные работники, которые стремятся в своей работе быть независимыми. Им не нравится тотальный контроль, при этом они готовы принять на себя всю ответственность. Денежное поощрение для таких сотрудников не столь и важно, как и содержание самой работы. Они ценят признание руководством их авторитета. «Хозяин» будет работать максимально эффективно, если дать ему возможность действовать на свой страх и риск.
Тип «люмпен». Все свои трудовые усилия такие работники стараются свести к минимуму. При этом они опасаются наказаний со стороны руководства. «Люмпены» не стремятся к профессиональному саморазвитию, не проявляют активность и инициативность. Такие сотрудники нуждаются в повышенном контроле и авторитарном стиле управления, при этом стимулировать деньгами их практически невозможно – они их также мало интересуют, как карьера и профессиональный рост.
Поняв свой персонал, разделив его на типы и выявив внутреннюю мотивацию той или иной группы, вы сможете составить мотивационный профиль своего предприятия. Выяснив, какую долю в вашем персонале занимает тот или иной мотивационный тип, вы будете готовы создать эффективную систему мотивации персонала.
Формируя систему мотивации персонала, следует помнить, что она должна опираться на стратегию компании, быть понятной для сотрудников, объективной и прозрачной. Стимулы должны добиваться от сотрудника повышения производительности его труда, в противном случае система мотивации не будет рабочей и не принесет какой-либо пользу предприятию.