![](http://img-news.ners.ru/news/a5/a5435a4fb63b87474b9684ef7887a652.jpg)
- А к нам в отдел пришла новая сотрудница. Говорят, что настоящий ас в своем деле…
- Можно поздравить!
- Да, но… Неизвестно, как сработаемся. Такие «звезды», наверное, надменные. И… (шепотом) вдруг она захочет потом занять мое место?
В общем-то, ситуация обычная. В каждом агентстве есть и «серые кардиналы», и блестящие стратеги, и подающие надежды новички, и самые настоящие звезды, которые не нуждаются в представлении в риелторских кругах. Однако, когда мы говорим о «звездном сотруднике», очень важно понять, что мы имеем в виду: агента, который о себе много мнит, либо действительно исключительно ценный кадр, пусть и со своими особенностями. О том, как разобраться в ситуации и грамотно себя вести, мы расскажем вместе с психологом с 22-летним стажем работы, сертифицированным гештальт-терапевтом Татьяной Балика.
Начнем с определения
Татьяна Балика: «С понятием «звезда» связан интересный социальный и лингвистический феномен. В советское время каждый должен был чувствовать себя «колесиком» и «винтиком», пропагандировалась коллективная ответственность, и многим действительно одаренным сотрудникам остро не хватало признания. У наших соотечественников сформировалась сильная тоска по статусу «звезды», им отчаянно хочется ощутить себя уникальными и незаменимыми. (Как вы помните, раньше бытовал лозунг «Незаменимых людей нет!»). Сейчас же немало тех, кто спекулирует на чужой потребности почувствовать свою значимость для достижения своих корыстных целей.
Что же такое звезда?
Если мы обратимся к словарю С.И. Ожегова, то «звезда – это знаменитость в области науки, искусства, спорта и др.». Однако это понятие наряду с прямым значением одновременно является неким эвфемизмом, который означает крайне пренебрежительную и оскорбительную оценку. В этом слове много иронии, кстати, в отличие от слова «знаменитость». «Ну ты звезда!», - говорят человеку, который «слишком много на себя берет». Поэтому мне бы хотелось оставаться в рамках психологической и лингвистической компетенции и называть талантливых людей не звездами, а синонимом – знаменитостями».
Звезда или «звезда»?
Татьяна Балика: «Руководителю, который собирается работать с популярным человеком, нужно четко понимать, с кем он имеет дело. Либо это пустышка с некой скандальной известностью, звезда в ироническом смысле слова, либо это очень компетентный человек, подающий большие надежды, либо это настоящая знаменитость. Последнее встречается достаточно редко, потому что знаменитость обладает не только компетенцией в области своей работы, но и заслужила широкое признание – в том числе даже на международной арене.
Что является общим для талантливых людей и знаменитостей? Безусловно, искренняя вера в себя - однако при этом зачастую неустойчивая самооценка из-за большой требовательности к себе, которая нередко даже превышает требовательность к другим. Такой человек любое поражение воспринимает очень остро. В какой-то степени ему присущ «синдром отличника». Это сильная, но в тоже время уязвимая личность, с которой можно весьма плодотворно сотрудничать. Еще одна ее характерная особенность - колоссальная работоспособность. То, что все определяет талант и удача – всего лишь миф. На самом деле формула успеха звучит так: «Трудолюбие, характер и только потом - фортуна».
Существует много стереотипов в отношении знаменитостей и талантливых людей: что они достаточно заносчивы, пренебрежительно относятся к окружающим, лишены каких-либо проблем, которые мучают большинство «простых смертных». И, пожалуй, самое распространенное заблуждение - что им все дается легко, поэтому они не нуждаются ни в поддержке, ни в участии, ни в особом признании. Их, якобы, нужно постоянно ставить на место, чтобы они окончательно «не зазвездились».
Кроме того, есть такое странное предубеждение, что компетентность в одной сфере подразумевает скрытый порок или изъян в другой. Например, крутой профи должен иметь или вредные привычки, или проблемы в личной жизни. На самом деле, каждая знаменитость наряду с общими чертами (о которых мы писали выше) обладает ярко выраженной индивидуальностью и, как всякий другой человек, требует соответствующего подхода».
Если ваш сотрудник лишь мнит себя звездой, но на самом деле является в лучшем случае рядовым солдатом, а в худшем случае – склочным, истеричным и инфантильным типом, то вы, конечно, можете применять к нему педагогические меры, но…. самое разумное решение – заменить его кем-то другим.
Теперь поговорим о настоящей звезде. На первый взгляд, она приносит компании одну пользу. Ее личная харизма и талант делают рекламу всему агентству. Теперь десятки, а то и сотни людей приходят в ваш офис с тайной надеждой, что «здесь все такие виртуозы, как он/она». Успехи звезды привносят в коллектив дух здоровой конкуренции – остальные думают: «А мы чем хуже? Надо «догнать и перегнать!»
Все это, несомненно, так, но с условием, что блестящий сотрудник умеет работать в команде. А если нет? К сожалению, нередко бывает так, что одаренный и образованный специалист заболел звездной болезнью, грубо говоря, «зарвался». Приходит на дежурство, когда захочет. Не считает нужным убирать рабочее место. На любые возражения отвечает откровенным хамством. Все заслуги компании присваивает себе, а все неудачи переваливает на товарищей. Результат? Коллектив медленно, но верно превращается в банку с пауками, готовыми съесть друг друга. Когда уж тут думать об интересах отчаявшихся клиентов!
Что же делать руководителю? Ответим в стиле восточных мудрецов: научиться ходить по лезвию ножа и при этом жонглировать мячами. То есть вовремя давать заслуженное поощрение, но неукоснительно требовать дисциплины и соблюдения корпоративной этики. Как говорят психологи, нужно стараться сохранять баланс между фрустрацией и поддержкой.
Руководитель VS «звездный подчиненный»
Татьяна Балика: «Вопрос к руководителю, которому предстоит работа со знаменитостью, звучит так: «Насколько он готов сотрудничать с яркой индивидуальностью? И какую потребность он будет при этом реализовывать?»
Есть несколько типичных вариантов. Конкурентный мотив – дискредитировать знаменитого специалиста и повысить свою самооценку. Другой мотив – сделать карьеру за счет привлечения талантливого агента, «выехать на его горбу». И третий мотив – желание плодотворного сотрудничества и радение за общее дело. В любом случае руководитель, который решился на взаимодействие с настоящей звездой, должен быть уверен в себе и обладать значительной долей душевной щедрости, способности восхищаться действительно блестящим решением. Поэтому, прежде чем начать сотрудничество, нужно честно ответить на вопрос: «Кем я буду себя чувствовать в общении со знаменитостью? По силам ли мне это общение?»
Нельзя забывать и о том, что какая бы знаменитость к вам ни пришла, нужна психологическая совместимость. Если ее нет, то долгой эффективной совместной работы не получится – даже если вы взяли прекрасного специалиста и задачи ему вполне по силам. Очень многое решается на собеседовании. В этот момент происходит обоюдный выбор – знаменитость выбирает вас, а вы выбираете знаменитость.
И еще. Имейте в виду: для решения рутинных задач, не соответствующих уровню компетенции данного профессионала, приглашать его не стоит – возможно очень сильное взаимное разочарование».
Другая серьезная проблема, о которой не принято говорить открыто, состоит в том, что руководитель опасается: вдруг блистательный сотрудник даст ему фору и отнимет у него его должность. Но такие страхи в большинстве случаев необоснованны.
Татьяна Балика: «Подсидеть» может не только звезда - интриги часто строят как раз бездарные и непорядочные люди. Если же мы имеем дело со знаменитостью, то это, как правило, востребованный человек, который дорожит своей репутацией и… чаще всего приходит к тому, что начинает работать на себя. Поэтому руководителю следует быть морально готовым к тому, что бесконечно долго удерживать его у себя не получится».
Искусство поощрения
Конечно, специалист по недвижимости, который умеет выстраивать сложнейшие цепочки и решать настоящие головоломки, имеет полное право получать больший процент от комиссионных. За впечатляющие достижения полагается премия. Разумеется, не стоит забывать и о словах признания и благодарности – подлинному мастерству надо отдавать должное, иначе энтузиазм может угаснуть, а недовольство, наоборот, накопиться. Но! Говоря о выдающихся результатах талантливого агента, следует обязательно – твердо, но ненавязчиво – подчеркивать, что они – плод совместных усилий коллектива. Мы не откроем Америку, если скажем, что практически ни одна сделка с недвижимостью не может пройти благополучно без участия юридической службы. Поэтому лучше сказать не «вы молодец, Марина! Что бы мы без вас делали!», а «вы с юристом поработали на славу! Ваши клиенты наверняка будут рекомендовать наше агентство своим друзьям». Так, замечая индивидуальный вклад звезды, вы в то же время показываете, что ваша компания – одно целое. Не стесняйтесь также периодически отмечать успехи других сотрудников, включая новичков (в том числе и в присутствии высокомерного профи). Это совершенно необходимо: и для того, чтобы другие люди не чувствовали себя ущемленными, и для того, чтобы научить его уважать достижения товарищей. А если он начнет спорить и обесценивать усилия коллег? Можно холодно и несколько разочарованно заметить: «Мы думали, что такой профессионал сможет это оценить…» или «хм, ну надо же быть щедрее… Неужели вы в себе настолько не уверены?»
Татьяна Балика: «Я как психолог призываю к гибкому взаимодействию с талантливым риелтором и признанию его заслуг, но не за счет унижения других людей. Абсолютно каждый работник должен получать свою долю похвалы и правильную оценку своих действий. Психологически грамотно - не злоупотреблять сравнениями».
Все равны перед законом
С другой стороны, каким бы «звездным» ни был ваш агент – он, прежде всего, часть компании, коллектива, риелторского сообщества в целом. И, несмотря на все вышеперечисленное, даже самый блистательный сотрудник обязан следовать тем же принципам, что и все остальные! Если ваше агентство состоит в Российской Гильдии Риэлторов, он должен работать строго по стандартам Гильдии, если оно состоит в Ассоциации Успешных Агентов – аналогично. Никаких поблажек и компромиссов здесь быть не может. Иначе «звезда» станет все больше наглеть, клиенты будут страдать, а компания, рано или поздно, покрыта позором. Как это объяснить супер-риелтору? Просто задействуйте самую чувствительную струну – его амбиции. Он же не хочет провала? Он же не стремится к профессиональному вырождению? А это, увы, будет неизбежно, если пренебрегать классическими принципами работы, надеясь исключительно на свое «шестое чувство», прошлый опыт и, наконец, на русское «авось». Правила дорожного движения написаны кровью. Правила риелторского бизнеса – тоже.
Татьяна Балика: «Организационные требования ко всем сотрудникам должны быть одинаковы. График дежурств и принципы работы определены не статусом агента, а интересами общего дела. Конечно, нужно уделять внимание тому, как популярный риелтор взаимодействует с другими членами коллектива. В современной психологии менеджмента встречается разделение специалистов на командный и некомандный тип, однако оно довольно условно. Каждый профессионал будет достигать успеха и приносить деньги компании так, как он умеет это делать лучше всего. Можно посадить знаменитость в офис, думая, что она принесет большую пользу, а можно пригласить ее на роль консультанта. И в зависимости от характера конкретного человека, второе может быть более эффективно.
Кстати, в последнем случае совершенно отпадает вопрос о том, что «звездный агент» может занять место своего руководителя».
Можешь сам – учи других
Есть еще один мощный управленческий инструмент, помогающий найти общий язык со звездой. Речь идет о корпоративном обучении новичков и институте наставничества. Многие звезды будут рады возможности поделиться своими знаниями и опытом, а заодно насладиться вниманием своих учеников, жадно ловящих каждое их слово. Впрочем, здесь тоже есть свое «но». Если вы видите, что перед вами – стопроцентный единоличник, который абсолютно не ассоциирует себя с компанией, если получить у него простейший совет труднее, чем оформить ипотеку с черной зарплатой и отвратительной кредитной историей, то не доверяйте ему ваши свежие кадры, каким бы опытным и умным он ни был. Конечно, не хочется думать о людях плохо, но не исключено, что он будет намеренно утаивать от них нужную информацию и даже дезориентировать их.
В заключение хочется подчеркнуть, что истинная звезда все-таки приносит компании больше радостей, чем печалей. А о том, как помочь ей светить, мы уже рассказали.