
История рекомендательных писем уходит корнями в глубокую древность. Скорее всего, появились они почти одновременно с возникновением письменности. Одно из самых старых дошедших до нас писем, так называемое «Киевское письмо», датируется Х веком.
Это была письменная рекомендация, выданная Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева для предъявления в других иудейских общинах.
В те времена, когда не было ни интернета, ни телефона, ни телеграфа, рекомендательные письма были единственным способом подтвердить благонадежность работника перед незнакомыми людьми.
И в Европе, и в России наличие рекомендательных писем было одним из главных условий получения хорошей должности. Их полагалось иметь на всех ступенях карьерной лестницы: как горничным и гувернанткам, так и управляющим предприятиями и государственным чиновникам.
Обещание «выгнать без рекомендательных писем» было не пустой угрозой — ведь их отсутствие перечёркивало возможность устроиться на тёплое местечко даже хорошему специалисту.
В советские времена на замену рекомендательным письмам пришли характеристики. Однако на современном рынке труда наблюдается возрождение рекомендательных традиций.
Если в российских компаниях наличие рекомендаций от прежних работодателей считается просто дополнительным «плюсом», то в зарубежные фирмы или компании, работающие по западным стандартам, без рекомендаций могут и не принять.
Зачем это нужно?
С помощью рекомендательного письма будущий работодатель хочет выяснить всего два очень важных момента:
1. Правда ли то, что написано в вашем резюме?
2. Как вы зарекомендовали себя на прежних местах работы: были ли у вас конфликты, не замечены ли вы в чем-то неподобающем, и, наконец, сами вы ушли или были уволены со скандалом?
Получив положительные ответы на свои вопросы, будущий работодатель будет относиться к вам гораздо с большим доверием, чем к «тёмным лошадкам», о которых ничего не известно.
Кого и когда просить?
Уходя со старой работы, попросите рекомендацию. А ещё лучше — две. Одну — у непосредственного шефа, а другую — у самого главного начальника. Если обратиться к самому главному напрямую невозможно, то стоит попросить об этом шефа или hr-менеджера.
Такая двойная рекомендация будет выглядеть более весомо. Ведь с одной стороны, самый главный может и не знать, что творится «на местах», и подобные письма "подмахивает" автоматически.
А с другой стороны, непосредственный шеф может оказаться вашим приятелем, который по дружбе подтвердит ваше не совсем честное резюме.
Как составляется рекомендательное письмо?
1. Рекомендательное письмо составляется на бланке предприятия-работодателя.
Писать ли его от руки, или создавать электронный документ — не принципиально. Однако написанная от руки рекомендация выглядит хоть и несколько старомодной, зато правдивой. Ведь не секрет, что зачастую рекомендательные письма пишутся по принципу: «Ты напиши, что надо, а я подпишу». Рукописная рекомендация такой вариант практически исключает.
2. Форма рекомендации — произвольная.
При этом она должна быть лаконичной — вся информация должна занимать не более одной страницы.
3. Желательные пункты документа:
— название: «Рекомендательное письмо»;
— подтверждение того, что соискатель работал вместе с рекомендующим его человеком в определённый период времени в такой-то компании;
— характер взаимодействия рекомендующего и рекомендуемого (начальник-подчинённый, коллеги);
— характер работы рекомендуемого, его должностные обязанности;
— достижения и успехи рекомендуемого на данном рабочем месте, повышения в должности, благодарности;
— основное впечатление о рекомендуемом, его качествах и возможностях профессионального роста;
— ФИО рекомендующего, его должность, контакты (телефон и адрес электронной почты), подпись и дата. Печать организации.
И последнее: нужно предупредить тех, кто подписал вам рекомендательные письма, что ваши будущие работодатели могут позвонить им и проверить информацию. Так что они должны быть готовы устно подтвердить всё написанное в письме. Иначе вы будете выглядеть как минимум некрасиво.