К сожалению, критиковать всегда легче, чем хвалить. Многие руководители воспринимают хорошую работу подчиненного как нечто само собой разумеющееся и не стремятся лишний раз отметить его заслуги. Подчас похвала может значить для сотрудника гораздо больше, нежели прибавка к премии. Но и хвалить нужно уметь правильно.
За дело
Сотрудник должен понимать, за что его хвалят. Если человеку дать оценку без обоснования, он не поймет, почему ему так повезло, и в дальнейшем не повторит успеха. Не хвалите за личностные качества. Сначала скажите, что работник сделал замечательного, почему это так значимо, а уже потом давайте оценку. Например: «Ты перевыполнил объем продаж, в результате наша фирма получила дополнительную прибыль. Спасибо тебе за старания, ты молодец. Я рад, что мы работаем вместе». «Похвала должна быть эмоциональной, — советует Борис Резапов, директор департамента по работе с персоналом компании „Техносила“. — Не скупитесь на эпитеты и оценки. Похвала должна прозвучать искренне».
Хвалите чаще, но в меру. Излишне усердствовать тоже не стоит. «Похвала должна быть обоснованной, — продолжает Борис Резапов. — Надо отличать похвалу от простой благодарности. Вы обязаны постоянно благодарить подчиненных за каждодневные услуги, но похвала назначается за нечто особенное, выходящее за рамки обычных обязанностей».
Прилюдно
Во-первых, эффект от прилюдной похвалы будет гораздо сильнее. Во-вторых, такое поведение вызывает профессиональную зависть других подчиненных. На месте осчастливленного сотрудника захочет побывать каждый из них.
Но имейте в виду, что работник, напротив, может почувствовать себя неловко, оказавшись в центре внимания. Если вы знаете за ним такую особенность (избегает шумных сборищ, скрытен и не любит внимания к своей персоне), лучше похвалить его при личной встрече.
Над ошибками
Когда-то сотрудник навлек на себя ваш праведный гнев, и вы раскритиковали его работу в пух и прах. Обратите внимание на его поведение. Если вы заметили, что подчиненный все прекрасно понял и уяснил, обязательно сделайте ему комплимент.
Тогда он точно усвоит урок. Кстати, любому критическому замечанию в адрес работника обязательно должна предшествовать похвала.
Вовремя
Несвоевременная похвала вызовет недоумение. Подчиненный почувствует, что вы пытаетесь им манипулировать: иначе зачем вам хвалить его за работу двухмесячной давности?
Наверняка вы хотите повесить на него дополнительные обязанности. Последовательность и своевременность важны для взаимопонимания.
Свет клином
Не ставьте сотрудника другим в пример. Такие действия возможны только в случае тотальной лени всего коллектива, не желающего работать и развиваться, что скорее свидетельствует о некомпетенции руководителя.
Подобные сравнения приведут к проблемам. О работнике станут думать как о вашем любимчике и начнут выживать его из коллектива. Вы серьезно заденете чувства остальных сотрудников. «Здесь важен баланс: не хвалите только одного-единственного работника — это вызывает отторжение у других подчиненных, — говорит Борис Резапов.
Фото zolotkupola.lact.ru