Rjob выяснил, почему отличникам трудно двигаться вверх по карьерной лестнице, по каким школьным предметам не успевал основатель компании Microsoft Билл Гейтс и является ли красный диплом залогом трудоустройства.
Оказывается, между успеваемостью в школе или вузе и будущими карьерными достижениями нет явной связи. Зачастую вчерашние отличники сегодня занимают не самые престижные должности и довольствуются маленькой зарплатой. А вот бывшие двоечники открывают собственный бизнес, заключают выгодные сделки и буквально гребут деньги лопатой. За примерами далеко ходить не приходится: американского мультимиллионера Дональда Трампа недолюбливали учителя, а один из богатейших людей в мире Роман Абрамович получил диплом о высшем образовании в довольно зрелом возрасте.
Из двоечников – в миллиардеры
Наш соотечественник Роман Абрамович особой тягой к знаниям не отличался. Сразу после школы, которую закончил весьма посредственно, Абрамович пошёл в армию. Затем попытался поступить в вуз, но провалился на экзаменах. Получить диплом о высшем образовании удалось лишь в 2001 году. На тот момент выпускник вуза уже имел в наличии несколько сотен миллиардов рублей.
Школьными достижениями не мог похвастать и Пол Галвин – основатель компании Motorola. Скучным урокам юноша предпочитал вольную торговлю. Пол прогуливал школу, чтобы продавать на вокзале попкорн, бутерброды и мороженое. Видимо, тогда-то он и понял принципы экономии и выгодных денежных вложений.
В детстве Дональд Трамп, которому суждено было стать всемирно известным мультимиллионером, плохо учился и не ладил с учителями. По понятным причинам педагоги недолюбливали злостного прогульщика. Но юного Трампа оценка окружающих нисколько не смущала. Он не внял скептическим советам старших, отговаривавших его от идеи открытия собственного дела. Задумав ещё в студенческие годы создать финансовую корпорацию, Дональд Трамп в конце концов сделал мечту реальностью.
Преуспевающего бизнесмена Томаса Липтона прозвали «чайным магнатом». А ведь Липтону-школьнику не прочили успешного будущего. В образовательное учреждение он заглядывал редко – не было времени. С пяти лет Томас работал в бакалейной лавке отца, а в 15 лет отправился в Америку, где открыл своё прибыльное дело.
Изобретатель и владелец заводов по производству автомобилей Генри Форд после окончания сельской приходской школы решил больше не тратить время на учёбу. Вместо поступления в вуз Форд устроился на работу в механическую мастерскую. Отсутствие высшего образования не помешало Форду прославиться на весь мир и разбогатеть.
Всего восемь классов окончил один из крупнейших производителей автомобилей Соичиро Хонда. Никто и подумать не мог, что сын бедного деревенского кузнеца откроет компанию «Honda», которая будет приносить невиданную прибыль. Кстати, основам бизнеса Соичиро Хонда обучался в процессе его ведения. Он также не разбирался в вопросах финансовых стратегий и маркетинга.
Франсуа Пино – один из самых влиятельных и успешных бизнесменов Франции. В детстве он не любил учиться и постоянно подвергался оскорблениям со стороны одноклассников. Сверстники обзывали Пино за то, что он был выходцем из бедной семьи. Школу Франсуа не окончил – ушёл в свободное плавание и принялся заниматься самообразованием.
Владелец корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон в школьные годы имел дурную репутацию двоечника. За неуспеваемость Брэнсона выгнали из школы, директор которой подчеркнул, что юноша либо попадёт в тюрьму, либо разбогатеет. К счастью, сбылся наиболее благоприятный прогноз.
Почему двоечники успешнее отличников
Школьные победы не гарантируют прибыльной работы и процветания в будущем. Это подтверждают психологи, педагоги и представители бизнес-структур.
Дмитрий Ларин
руководитель бизнес-направления «Подбор персонала» аутсорсинговой компании «Интеркомп»
Известно много случаев, когда бывшие двоечники заканчивали, например, горно-нефтяные техникумы, а потом трудоустраивались в ведущие компании или вообще открывали собственный успешный бизнес.
Билл Гейтс отставал в обучении даже несмотря на то, что родители пытались мотивировать его денежными вознаграждениями за каждую положительную оценку. За год будущий основатель Microsoft смог заработать не больше пяти долларов. Но потом в школе появилась первая ЭВМ, которая разбудила выдающиеся способности Гейтса. Также можно вспомнить о низкой школьной успеваемости у таких деятелей как Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон.
Причина кроется в том, что школьная программа направлена на развитие памяти и умение решать стандартные задачи, но не поощряет развитие творческого мышления. Одарённые дети часто не вписываются в стандарты. Это подтверждают и психологи – по их статистике, около 30 % отчисленных учеников были одарёнными. Такие дети могут быть не способны усвоить стандартную школьную программу, однако будут иметь успех в одном любимом деле, применяя творческое мышление и нестандартный подход.
Иногда знания, полученные во время учёбы, на практике остаются невостребованными, а к успеху в карьере приводят амбициозность, результативность, креативные решения, новаторские идеи, напористость – этими чертами зачастую обладают как раз не самые выдающиеся учащиеся.
Елена Конеева
психолог, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии НОУ ВПО «Московский институт психологии»
Дети, которые меньше времени тратили на подготовку домашних заданий, имели больше возможностей познавать мир вне школы и видеть реальные проблемы и радости жизни. При этом плохая успеваемость не свидетельствует об отсутствии знаний. В реальности от объёма полученных в школе или вузе знаний без закрепления их на практике остается лишь 10 %. Есть люди, которые не обращают никакого внимания на то, как их оценили, а просто уверены в своих знаниях и ярко представляют свою будущую профессию или жизненные перспективы.
Светлана Леонова
специалист по межличностным отношениям, врач высшей категории
Двоечники в школе приобрели навык общения с людьми различного статуса: от технички, которая гоняла шваброй, когда школьник слонялся по коридору, потому что его выгнал учитель, до директора школы, который отчитывал за плохое поведение и неуспеваемость.
Поэтому многие двоечники приобрели важные качества: коммуникабельность, организаторские навыки.
Некоторые из тех, кто плохо учился в школе, поступают в училище или колледж, а некоторые организовывают свой бизнес. И дела у них идут успешнее, чем у специалистов с дипломами. У вчерашних двоечников нет шаблонов в голове, они активны. Если они решают устроиться в качестве наёмного работника, то также проявляют активность. Я знаю одного выпускника, отославшего своё резюме, которое он скачал из интернета, в 100 компаний! Работу он нашёл быстро.
Отличники и хорошисты более пассивны, так как их школьные будни протекают относительно гладко. Эта пассивность проявляется и во взрослой жизни, например, при поиске работы.
«В то же самое время нельзя однозначно утверждать, что двоечники займут кресло начальника, а отличники – подчинённого. У отличников замечательные стартовые позиции – они могут поступить в ведущий вуз и успешно его закончить. А работодатели зачастую присматриваются к таким потенциально интересным специалистам, предлагая трудоустройство на последних курсах. В основном работодатели не смотрят на оценки в дипломе, их больше интересует само наличие высшего образования и вуз, который был окончен. Исключения составляет государственная служба, где важен не только диплом, но и наличие научной степени», – резюмирует Дмитрий Ларин.