Кадры напрокат

Анна Глуховская
Источник: Деловая неделя
Источник фотографии

Оправданное в условиях кризиса желание работодателей добиться максимальной эффективности труда при минимуме затрат на персонал часто наталкивается на ограниченные ресурсы работоспособности людей. Решить проблему позволяют технологии проката сотрудников - лизинг и аутстаффинг. В чем заключаются плюсы и минусы кадровой аренды?

Существует несколько вариантов найма сотрудников. Классика жанра - оформление в штат или заключение договора подряда. Лизинг и аутстаффинг являются относительно новыми для регионального бизнеса видами отношений между работодателями и работниками. О том, что арендовать можно не только оборудование, транспорт, недвижимость, но и кадры, наслышаны многие руководители компаний. Однако большинство нижегородских бизнесменов пока воспринимают прокатные технологии применительно к людям с опаской, лишь в общих чертах представляя, каким образом это может решить кадровые проблемы.

Суть дела

«Суть вывода персонала за штат состоит в том, что сотрудник фирмы-клиента оформляется в штат кадрового агентства, фактически продолжая трудиться на прежнем месте. В его функциональных обязанностях и условиях работы ничего не меняется, но уже наша компания ведет все кадровое делопроизводство и выплачивает ему зарплату, - объясняет Светлана Незнанова, руководитель Нижегородского отделения международной рекрутинговой компании Kelly Services. - В трудовой книжке человека написано, что работает он у нас - по проекту с предприятием, в котором он трудится».

Эксперты выделяют две технологии использования «заштатного» труда - аутстаффинг и лизинг. «Аутстаффинг - это выведение персонала за штат, - говорит Марина Калинкина, директор компании «МЕГАСТАФФ» (группа кадровых компаний «Мегаполис»). - Сотрудники увольняются с предприятия-заказчика для последующего оформления в штат компании-провайдера, которая становится для них юридическим работодателем. Люди продолжают работать на фирму-клиента до тех пор, пока предприятие нуждается в их услугах. Данная технология применима, когда компания желает снизить издержки. Реальная экономия средств достигается при выведении за штат большого количества персонала».

Директор нижегородского отделения компании АНКОР Марина Артемьева сравнивает аутстаффинг с услугами няни. «Трудоустраивая своих сотрудников в другую компанию, работодатель одновременно отдает и заботу о них, - рассказывает г-жа Артемьева. - А мы в данном случае играем роль няни, осуществляя кадровое и бухгалтерское обеспечение, выплату зарплаты, решая различные проблемы работы с персоналом. В это время предприятие имеет возможность сконцентрировать усилия на своих основных задачах».

Термином «аутстаффинг», как отмечает г-жа Незнанова, также иногда называют услугу по предоставлению трудовых ресурсов провайдера для осуществления временных проектов компании. Провайдер по заявке заказчика подбирает персонал, зачисляет его в свой штат и направляет на временный проект компании в количестве и на срок, указанный в заявке.

«Лизинг - это привлечение внешнего персонала, который находился и находится в штате компании-провайдера, - говорит г-жа Калинкина. - Он применяется с целью повышения мобильности трудовых ресурсов, привлечения разноплановых специалистов в необходимые для компании периоды без затрат на подбор кадров и без увеличения штатного расписания и среднесписочной численности предприятия».

В роли лизингодателя может выступать не только рекрутинговое агентство, но и любая другая фирма, передающая нуждающейся в людях компании одного или нескольких штатных сотрудников во временное распоряжение. Лизинг бывает разным: краткосрочный (temporary staffing) предусматривает привлечение персонала на срок от 1 дня до 3 месяцев, долгосрочный (staff leasing) предполагает прокат людей на более долгие проекты сроком от 3 месяцев до нескольких лет.

История лизинга персонала, по утверждению г-жи Артемьевой, начиналась с попыток решить простые задачи. Например, секретарь ушла в декрет и должна вернуться через 3 месяца. Но внутри компании нет людей, имеющих возможности исполнять секретарские обязанности, и срочно требуется новый сотрудник. Брать человека «с улицы» или тратить время на подбор кандидата работодателю не хочется. В результате кадровая компания «сдает напрокат» своего специалиста, отвечающего требованиям заказчика.

Цели применения

Марина Калинкина выделяет два главных преимущества «заштатных» технологий в сравнении с классическим наймом - легкость управления персоналом и снижение издержек. В период кризиса, как подчеркивает г-жа Незнанова, использование временных работников или вывод сотрудников за штат дает работодателям возможность гибко управлять численностью персонала компании. Таким образом бизнес приобретает дополнительную мобильность и конкурентные преимущества.

В каких ситуациях наиболее целесообразны лизинг и аутстаффинг? «Обычно работодатели пользуются данными услугами, если сотрудник трудится на территории, где нет представительства компании, - говорит Светлана Незнанова. - Например, головной офис находится в Москве, а работник трудится в Иркутске. Оформить его в штат нет возможности, поэтому приходится трудоустраивать человека у провайдера, предлагающего такую услугу. Это актуально и для компаний с ограниченным штатным расписанием - например, необходимо ввести позицию координатора отдела продаж, а штатной единицы под нее нет».

Марина Калинкина выделяет несколько веских причин для использования труда арендованного персонала. Первая - реализация временных проектов, в том числе непрофильных для компании. В такие периоды бизнесу часто требуются высококвалифицированные профессионалы, но нет смысла тратить время на их поиск и брать в штат новых людей. Как отмечает г-жа Незнанова, сейчас, в ситуации неопределенности, многие компании откладывают запуск даже заведомо прибыльных проектов, упуская возможности роста. Однако, по ее утверждению, услуга использования временного персонала позволяет не откладывать начало проекта на потом. В случае необходимости можно без больших издержек как оперативно свернуть проект, так и продолжить его реализацию с переводом эффективного персонала в постоянный штат.

Вторая причина - сезонное увеличение объема работ, требующее быстрого привлечения дополнительных ресурсов. Третья - обеспечение непрерывности бизнес-процесса в периоды «выпадения» из работы основных сотрудников (в том числе на время длительных отпусков по беременности, родам и т.д.). Четвертая причина - желание компании сконцентрироваться на основном виде деятельности с последующим выделением непрофильных активов. Пятая - стремление повысить экономические показатели посредством оптимизации затрат на персонал и с помощью формирования новой оргструктуры. Шестая причина - расширение бизнеса. Компания может осваивать новые территории без открытия филиалов и связанных с этим затрат, используя заемный труд на время так называемого тестового периода. И, наконец, седьмая причина - желание увеличить испытательный срок работников, чтобы оценить их эффективность для бизнеса, не принимая на себя классических обязательств и рисков работодателя.

Для ряда фирм использование данных инструментов порой просто жизненно необходимо. К подобной практике, по словам г-жи Калинкиной, прибегают публичные компании, желающие повысить экономические показатели выработки, рассчитываемые на одного сотрудника, в целях привлечения инвестиций. Кроме того, для крупных предприятий, нуждающихся в уменьшении численности кадров, но предполагающих при этом сохранить положительную репутацию на рынке труда, аутстаффинг является удобным инструментом мягкого сокращения штата.

Ходовой товар

Лизинг и аутстаффинг, как отмечает Марина Артемьева, чаще всего применяются в отношении работников, выполняющих обслуживающие функции. «Допустим, до кризиса компания могла себе позволить держать в штате «инфраструктурный» персонал, а теперь это дорогое удовольствие, - говорит она. - Тем не менее, потребность в таких услугах никто не отменял: кому-то надо убирать территорию, отвечать на звонки, квалифицированно выполнять ряд административных задач». К тому же выполнение некоторых функций требует квалификации, опыта, профессионализма. Например, в компании после реорганизации осталось незакрытым кадровое делопроизводство. Работа ответственная, но брать человека на «полное довольствие» не имеет смысла. Гораздо уместнее взять в лизинг временного специалиста, который будет дважды в месяц на несколько часов приходить в офис и наводить порядок в делах.

По данным г-жи Калинкиной, как правило, за штат выводятся сотрудники back-office, торговые представители, мерчендайзеры. Хотя, по ее словам, аутстаффинг может быть применим практически во всех сегментах бизнеса для самых разных позиций, особенно когда речь идет о длительных проектах. В лизинг чаще всего берут специалистов, особенность работы которых состоит в выполнении конкретных задач в течение определенного времени.

Заказчик платит

Стоимость услуг в сфере кадрового проката складывается из многих составляющих. «На цену влияют несколько факторов - количество сотрудников, срок реализации проекта, размер ФОТ, а также сегмент рынка и специфика бизнеса, функции и компетенции персонала, - перечисляет Марина Калинкина. - При формировании стоимости проекта необходимо проводить комплексный анализ и оценку рисков, ориентируясь на основные цели заказчика».

«Чем больше сотрудников берется на аутстаффинг, тем ниже гонорар в расчете на одного человека, выведенного за штат компании, - говорит г-жа Артемьева. - Тем не менее, даже при массовом аутстаффинге персонала с идентичным функционалом и невысокой квалификацией цена не может опускаться до бесконечности, т.к. существуют стандартные процедуры сопровождения трудовых отношений, растет документооборот». Также заказчик оплачивает мобильную связь, компенсирует транспортные и некоторые другие расходы провайдера. Подобные нюансы обсуждаются заранее.

По оценкам экспертов, среднерыночный размер гонорара компании-провайдера составляет 16-18% от суммы договора по аутстаффингу и 22-25% по услуге долгосрочного лизинга персонала. Дорого это или нет?
«Любая услуга имеет свою цену, а сейчас эффективность важнее номинальных затрат, - подчеркивает Марина Артемьева. - Если люди, оставшиеся в компании, уже не в силах тащить на себе груз дополнительных функций, не стоит взваливать на них новые обязанности. Лучше оптимизировать оргструктуру, не дожидаясь «перегорания» ценных сотрудников». Ведь несмотря на продолжающиеся массовые сокращения персонала и увеличение кандидатских очередей, проблема разумного и бережного отношения к работникам только обостряется.

Побочные эффекты

При всей своей привлекательности технологии кадрового проката требуют осторожности в применении. «Часто в процессе аутстаффинга владельцы бизнеса создают компании, аффилированность которых легко доказывается и становится причиной для привлечения предпринимателей к ответственности за налоговые правонарушения, - говорит Марина Калинкина. - К сожалению, это очень распространенная ошибка, которая встречается при самостоятельных попытках вывести людей за штат».
Помимо организационно-правовых рисков существуют проблемы субъективного характера, связанные с непредсказуемым человеческим фактором. «В виде побочного эффекта у сотрудников, находившихся в лизинге или аутстаффинге, нередко возникали психологические сложности в период адаптации, наблюдалось падение мотивации, - отмечает г-жа Калинкина. - Учитывая, что покупателями данных услуг являются в большинстве своем крупные компании, работать в которых престижно, люди испытывали дискомфорт по поводу того, что в трудовых книжках у них указан иной работодатель. Наиболее подвержены психологическому конфликту специалисты среднего уровня - они озабочены карьерным ростом, и именно им чаще приходится объяснять суть услуги. Топ-менеджеры понимают, что получить информацию о фактическом месте работы несложно, а сотрудникам низкого уровня безразлично, что написано в их «трудовиках». Но в настоящее время необходимость в разъяснениях возникает все реже, т.к. повысился уровень информированности об услугах, а увольняющийся работник обычно получает рекомендации и от фактического, и от юридического работодателя».

Иногда использование кадрового проката может создать напряженную обстановку в коллективе, особенно если заранее не была проведена разъяснительная работа. В итоге возникают риски массовых увольнений и утраты кадрового потенциала.

Однако в целом мотивация временного персонала, по словам г-жи Артемьевой, почти не отличается от системы стимулирования штатных сотрудников - многое зависит от позиции человека в компании, его желаний, устремлений, жизненных обстоятельств.

Легальный выбор

Как не ошибиться в выборе провайдера? В первую очередь, как считает Марина Калинкина, необходимо обращать особое внимание на практику и компетентность специалистов, которые занимаются данными услугами, - исполнители должны быть грамотными консультантами в области трудового, гражданского и налогового права. Оценить потенциальных партнеров можно в процессе переговоров с привлечением юристов, финансистов, HR-менеджеров.

Ключевым фактором успеха в использовании лизинга и аутсаффинга является точное соответствие этих услуг целям бизнеса. «Речь идет не просто о подборе временного персонала или выводе людей за штат, а о решении определенных задач, которые позволят повысить эффективность бизнеса, - поясняет Марина Артемьева. - Именно поэтому услуги лизинга и аутстаффинга должны включать в себя консалтинговую составляющую - от диагностики потребностей предприятия, оценки ресурсов и постановки задачи до сопровождения в ходе реализации проекта».

По утверждению г-жи Незнановой, необходимо оценивать провайдера с точки зрения стабильности, наличия серьезных собственных оборотных средств или финансовой поддержки материнской компании. Это позволит избежать задержек выплаты зарплат сотрудникам и проблем со своевременным перечислением налогов. «Одним из самых важных критериев выбора провайдера является использование легальных схем работы, - подчеркивает Светлана Незнанова. - Многие кадровые агентства применяют схемы упрощенного налогообложения, тем самым лишая граждан социальных гарантий и экономя на налогах. Так в 2007 г., в период экономического роста, единственный налог, сборы которого снизились, стал ЕСН».

Важную роль при заключении договоров использования арендного труда играет юридическая экспертиза. «В России до сих пор нет законодательства о заемном труде. Соответствующий документ разрабатывается уже в течение 5 лет, но когда он будет принят, сказать сложно, - констатирует г-жа Незнанова. - Kelly Services является одним из разработчиков данного законопроекта в Госдуме. Легальная практика заемного труда должна полностью соответствовать действующему трудовому законодательству и ни в коей мере не нарушать прав работников».

Так или иначе, оказание услуг лизинга и аутстаффинга под силу далеко не каждому игроку. В этой сфере специализируются в основном федеральные и международные кадровые компании и редкие региональные агентства, давно работающие на рынке. Основными операторами кадрового проката в нашем регионе выступают «Мегаполис», АНКОР, Kelly Services, Senat Consulting Services, Adecco. Выбор у предпринимателей есть. Осталось подтянуть спрос.

Кризисное оживление

Молодой российский рынок услуг аренды персонала несопоставим по объему с западным и по сути находится на старте своего развития. «В России эти услуги пользуются наибольшей популярностью у западных компаний, т.к. именно из западной практики они пришли на наш рынок, - говорит г-жа Незнанова. - Поэтому наибольшее распространение подобные нетипичные формы занятости получили в Москве и Петербурге, куда западный бизнес пришел раньше всего». Однако в силу своей экономической привлекательности эти услуги становятся все более популярными и в регионах.

На нижегородском рынке данные продукты появились приблизительно в конце 2004 г. Однако, по свидетельству аналитиков, всплеск интереса потенциальных потребителей проявился только в 2007 г. По данным Марины Калинкиной, в ноябре 2008 г. спрос возрос в среднем на 20-30%. И все же Нижний уступает другим городам по использованию «заштатного» труда. «Пока данные технологии представляют интерес для среднего и крупного бизнеса, - отмечает г-жа Калинкина. - Для малого бизнеса потребность в кадровом прокате обычно ограничивается желанием подольше испытать нового сотрудника».

В ближайшее время, по прогнозам экспертов, спрос на лизинг и аутстаффинг возрастет. «Если анализировать ситуацию на рынке до кризиса, то тренд использования данных услуг был положительным, - говорит Светлана Незнанова. - В период нестабильности эти технологии могут стать спасением для многих предприятий, особенно для тех, у кого прошло сокращение персонала. При получении нового заказа фирма по причине замороженного бюджета на рекрутмент не может нанять новых сотрудников, и временный персонал придется очень кстати. А окончание срочного трудового договора по завершению проекта не влечет за собой выплату компенсаций по увольнению. При этом агентство выступает еще и кредитором, поскольку сначала выплачивает зарплату сотрудникам два раза в месяц, и только потом выставляет счет фирме-клиенту». Как утверждает г-жа Калинкина, компании, купившие данные услуги в прошлом году, при наступлении кризиса значительно быстрее и легче сократили свои издержки и решили кадровые проблемы.

Нынешняя ситуация кардинально изменила расстановку сил на кадровом рынке. Кандидатское поле стало другим - почва для широкого применения лизинга и аутстаффинга подготовлена. «Если раньше люди хотели устроиться в штат, то сейчас все больше кандидатов готовы участвовать в лизинговых проектах, - отмечает Марина Артемьева. - Одновременно растет число работодателей, открывающих временные ставки». Кризис - удобное время, чтобы нарастить кадровый капитал, привлекая в компанию сильных специалистов и управленцев, в том числе путем аренды. Это позволит не только пережить трудные времена, но и выйти на новые рубежи после перехода экономики к росту.

Фото: www.ecoinv.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: