![](http://img-news.ners.ru/news/6c/6c424dc853f55c1c2279e09158357449.jpg)
Экономические трудности заставляют руководителей одних предприятий оптимизировать расходы и сокращать штат сотрудников, других – стараться сохранить коллективы. Rjob выясняет, чья стратегия верна.
Начну с «местечкового» примера. В марте аппарат уполномоченного по правам человека в Бурятии проанализировал статистику судебных решений в своей республике. И выяснил, что в регионе резко увеличилось количество увольнений на предприятиях. Основная причина – невыплата заработной платы. За последний год в службу судебных приставов поступило более 5000 исполнительных производств. Люди уходят из фирм и компаний, потому что им нужно кормить семьи. Или их вынуждают уйти.
А вот всероссийская иллюстрация: сотрудники Высшей школы экономики провели исследование на тему «Управление человеческими ресурсами» - опросили более 100 предприятий в различных отраслях: строительстве, финансах, добывающей промышленности и так далее. И узнали, что за период кризиса 47% компаний сократили персонал, более 21% сохранили коллективы, а остальные как-то даже сумели расширить штатное расписание. Самая распространенная причина текучки кадров (около 50% случаев) - увольнение по собственному желанию. Но одна из авторов исследования Ольга Зеленова заметила, что это «показатель скрытых способов сокращения персонала». По её оценкам, к массовым увольнениям прибегают 7-8% предприятий и около трети уходящих сотрудников пишут заявления по просьбе работодателей.
Распрощаться или уступить?
Оснований для смены места работы у человека может быть много: плохие условия труда, маленькая зарплата или её невыплата, высокие амбиции или конфликт с работодателем. Но почти всегда работодатель способен повлиять на окончательное решение.
Для этого нужно проводить мониторинг, следить за обстановкой, держать руку на пульсе. Идти на уступки эффективным специалистам, если их требования адекватны, намного прибыльнее. Это позволит сэкономить деньги и сохранить тех, кто важен для организации. Квалифицированные кадры, профессионалы со знаниями и опытом полезны для фирмы. Их потеря крайне нежелательна.
Многие руководители полагают, что единственной мотивацией сотрудников является хорошая зарплата. Но нет. Как свидетельствуют главы успешных российских компаний, есть и другие способы стимулирования работников. В кризис они удерживают кадры так:
- продвигая людей по служебной лестнице (это игра на чувстве собственной значимости);
- доверяя им новые проекты и позволяя работать по свободному графику;
- обучая и консультируя сотрудников, убеждая, что дополнительные знания повысят их квалификацию;
- делая пребывание людей в офисе максимально комфортным и улучшая социальный пакет.
Опасная текучка
Малейшие количественные изменения в коллективе должны быть тщательно исследованы, потому что они грозят обернуться большими проблемами.
Поиск новых сотрудников требует времени и сил, да и их обучение не быстрый процесс. И если работники будут меняться непрерывно, экономические потери станут неизбежностью. Ухудшится психологический климат в компании, снизится производительность труда.
Самый простой и объективный способ оценки ситуации – анкетирование работников. Опросники должны состоять из двух блоков: об организации труда в фирме и об отношениях в коллективе, уровне оплаты и социальной политике.
Анкетирование поможет выявить проблемы и впоследствии безболезненно их разрешить.
Бегство с тонущего корабля
У небольших предприятий во время кризиса текучка кадров увеличилась в разы. Многие работники увольняются только потому, что хотят как можно быстрее покинуть тонущий корабль и найти новую работу до того, как бывшие коллеги станут их конкурентами.
К тому же, по данным рекрутинговых агентств, постепенно россияне приходят к пониманию, что бессмысленно держаться за старое место, привычка и стабильность – это разные вещи, и кризис может стать отличным стартом в новую жизнь. И потом, в России кризис – перманентное состояние. Люди уходят за реальными деньгами, пусть меньшими, чем раньше, но гарантированными и регулярными. Лучше потерять 10-15% зарплаты, чем по 2-3 месяца вообще сидеть без денег.
Как удержать сотрудников
В Украине работодатели сегодня пытаются удержать ценных специалистов подарками и бонусами: дают им путевки в санатории и заграничные туры, покупают для них айфоны. Приобретают всё это по бартеру, взаимодействуя с другими компаниями.
Белорусские организации во время кризиса сократили расходы на корпоративы и тренинги, предпочитая в срок платить специалистам зарплату.
В России, в Кировской области, где в начале года с предприятий уволились около 800 человек и еще 5500 человек находятся на грани увольнения, работодатели ввели режим неполного рабочего дня и перестали индексировать зарплаты.
В Москве многие компании пришли к выводу, что удержать профессионалов на самом деле просто – достаточно дать им интересную работу и регулярно за неё платить. И если они попали в сильный и сплоченный коллектив, заинтересованы в собственном развитии и получают неплохие деньги, зачем им куда-то уходить?