Вы ищите работу? Да, вам не позавидуешь. Два миллиона только официально зарегистрированных безработных - это большая конкуренция. Судя по всему, в ближайшие полгода-год рынок вряд ли оживет. Власти предлагают затянуть пояса и готовиться к худшему. Возможно, хуже и не будет, но в кризис полезно быть пессимистом. Согласитесь, благоприятное развитие событий будет приятной неожиданностью. А негативный сценарий станет настоящим разочарованием.
Первый предложенный вариант
Оцените свою социальную сеть, может быть, среди ваших знакомых и приятелей есть люди, которые могут предложить место. Пускай даже это и не будет «работа вашей мечты». «Раньше я жил на широкую ногу, но всегда считал, что беден, как церковная мышь. Теперь я получаю в три раза меньше и прежний «уровень моей бедности» кажется потерянным раем», – говорит Егор Ставпец. На своем спортивном Mini Cooper S бывший сотрудник трейдерской компании TK-Union ночью подвозит людей на юге Москвы. «Машина внешне кажется слишком крутой, поэтому голосующие чаще опускают руку.
А зря, клиенты мне сейчас очень нужны», – грустит Ставпец, который купил свою Mini в кредит (причем за доллары). Работу Егор искал пару месяцев, но безрезультатно, до тех пор, пока не стал навязчиво просить своих знакомых. В результате через неделю он получил место управляющего интернет-магазином с небольшой фиксированной зарплатой. «Конечно, еще вчера ты был успешен и сам всем помогал. Опуститься до уровня просьб для самого себя было, мягко говоря, неприятно. Но иначе ничего не найти», – сетует Егор. Опыт Егора и многих других показывает, что не стоит долго раздумывать, нужно браться за первый предложенный вариант. Поэтому, если вы только что начали искать работу, то не завышайте требований по деньгам и условиям, а лучше заблаговременно занизьте планку ожиданий.
Все – это ничего
У Ольги Малютиной свой бизнес, и до кризиса она входила в сегмент «богатых людей», состояние ее значительно превышало $ 1 млн. Сегодня ее дело по импорту бытовой техники и электроники на ладан дышит. Чтобы спасти хотя бы часть компании, пришлось заложить купленную пару лет назад квартиру на Тверской. «Называйте меня бывшей миллионершей, – грустно шутит Ольга. – Если завтра все рухнет, я окажусь на улице и, честное слово, не знаю, что буду делать. Да, у меня свой бизнес, а это значит, что я умею все и ничего». Действительно, далеко не факт, что в корпоративной среде ждут разорившихся миллионеров. К тому же, для самой Ольги будет чрезвычайно сложно переходить в ранг подчиненных. Поэтому она надеется на счастливое разрешение своих финансовых проблем.
Любопытно последнее замечание Ольги о том, что она умеет одновременно «все и ничего». Еще сравнительно недавно в умах карьеристов центральное место занимал культ универсальной бизнес-идеи, ролевыми моделями были топы, вроде Александра Изосимова, чей карьерный путь проходил зигзагами: консалтинг – fmcg – телеком. Главное не то, что ты реально умеешь, а то, как быстро ты можешь подстроиться под новую среду, отрасль, компанию. В результате смещения деловых ценностей многие потеряли фокусировку на конкретные компетенции, а именно последние вкупе с опытом работы на «аналогичной должности в аналогичной компании» сегодня самые востребованные рынком характеристики соискателя.
Представитель работодателя в ходе беседы с корреспондентом «ЭП» так прокомментировал профессиональные качества искомого соискателя: «Нам не нужен кандидат из разряда «могу все». Нужен сотрудник «могу это и это, а этого не могу потому, что это не мое дело». Так что безработный коммерческий директор, претендующий на позицию начальника отдела (или обыкновенного сейлза), наверняка проиграет спор за место менее маститому конкуренту. А резюме, например, маркетолога из нефтянки едва ли будет востребовано эйчарами fmcg-компаний.
На процедуру
Еще одна иллюзия, распространившаяся в среде офисной братии во времена «войн за таланты», – незаменимость, уникальность, сверхценность каждого работника. Возможно, вы как раз тот самый незаменимый «талант» и серьезно считаете, что на своих хрупких плечах «тянете» весь отдел. Но успокойтесь, вряд ли работодатель придерживается того же мнения. Тогда бы вы не искали сейчас работу. Верно? «Я была уверена, что я из тех, кто не пропадет ни в какой кризис. Когда наша компания в начале осени фактически кинула всех сотрудников, я без каких-либо эмоций подписала заявление об увольнении по собственному желанию. В итоге я полгода ищу работу и уже отчаялась», – рассказывает Татьяна В., бывший директор по продажам и маркетингу с треском обанкротившейся финансовой компании, основной бизнес которой – паевые фонды. Избавление от иллюзий очень болезненная психологическая процедура, но лучше ее провести сейчас, а не через полгода.
История бывшего рекрутера Оксаны показывает, какое это счастье – просто работать. Хотя бы и на секретарской позиции. Работы по профилю ей найти долго не удавалось, поэтому пришлось пренебречь принципом поступательного карьерного движения. «Но наше кадровое агентство еще на плаву и мы уверены в будущем», – скажете вы. Вполне возможно. Но до конца кризиса, говорят эксперты, останется только половина рекрутерских контор. И это в лучшем случае.
Поэтому лучше готовиться к увольнению уже сейчас – психологически и формально. Формальная часть подготовки простая: освежите личные и деловые контакты, разместите резюме, скопите денежную подушку безопасности. С психологией, честной оценкой своей стоимости и стереотипами всегда сложнее. Гнетущая окружающая обстановка только мешает сосредоточиться и действует на офисных работников, как удав на кролика. Это уже ваша личная проблема. Вакансии на рынке есть (причем десятки тысяч), но в конкурентной борьбе кролики всегда проигрывают.