![](http://img-news.ners.ru/news/08/08b0b77a661601620c819e8cd96036bc.jpg)
Коллеги — подлые интриганы и начальник, который развлекается прицельным метанием канцелярских принадлежностей в сотрудников, очень может быть, посланы свыше для того, чтобы повысить вашу стрессоустойчивость. Так что не спешите увольняться
Интриги и сплетни, недоверие и разобщенность, подсиживание и недобросовестная конкуренция, даже шпионаж — постоянные спутники офисных будней. И нет такой корпоративной культуры, которая гарантированно спасла бы коллектив от морального разложения. Большинство россиян предпочитают бежать прочь из компании, в которой сложилась затхлая эмоциональная среда. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Superjob.ru, согласно которым 91% наших соотечественников считают неблагоприятный психологический климат достаточным поводом для увольнения. Респонденты намекнули, что к такому решению их подвел печальный жизненный опыт: кое-кто из опрошенных даже считает, что около 75% всех заявлений «по собственному» пишутся именно по этой причине.
Бери выше
Рыба гниет с головы, а за атмосферу в коллективе отвечает начальник. В основе подавляющего большинства конфликтов лежат неграмотные управленческие решения. «Проблемы появляются тогда, когда между департаментами выстроена неправильная коммуникация, — считает директор инвестиционно-банковской практики компании Morgan Hunt Арамис Каримов. — Необходимо четко прописать бизнес-процессы, распределить полномочия, вовремя ставить задачи — в противном случае между сотрудниками возникнут разногласия. Даже если в конфликт вовлечены только руководители, рядовые специалисты все равно будут чувствовать на себе давление».
В юридической компании средней руки полгода шли военные действия — над столами в прямом смысле слова летали тяжелые предметы. «Задачи двух соседних подразделений отчасти пересекались, и начальник каждого старался получить лишний контракт, — вспоминает Екатерина Шумилкина, одна из участниц конфликта. — Оба шефа — люди харизматичные, были кумирами своих подчиненных, и последние не жалели сил в борьбе с конкурентами. Конфликт закончился массовой дракой на глазах у клиентов. Тогда владелец компании уволил руководство и назначил новое — из числа воздержавшихся от склок сотрудников. Через три месяца мы все вместе праздновали Новый год и не могли понять, что раньше так раздражало нас друг в друге». Вина за этот инцидент лежит не только на начальниках двух противоборствующих отделов, но и на главном руководителе — владельце компании: он не только неверно распределил полномочия между отделами, но и не смог вовремя остановить разрастающийся конфликт.
Именно своим бездействием босс часто наносит непоправимый вред атмосфере в коллективе подопечных. «Начальство так или иначе занимается подбором персонала, и именно оно отвечает за скорейшую адаптацию новичков, — уверена директор по работе с персоналом холдинга АНКОР Яна Лейкина. — Часто, видя, что отношения между сотрудниками не складываются, руководитель нанимает яркого, сильного работника, искренне надеясь, что он исправит ситуацию. Но появление в коллективе неформального лидера, как правило, лишь обостряет конфликт».
Примеров тлетворного влияния особо активных сотрудников и «серых кардиналов» на атмосферу в компании не счесть. Известен случай, когда новичок, молодой человек ангельской наружности, нарушил рабочий климат целой компании. В первый же месяц ему удалось собрать солидную группу поддержки — в основном из женщин за сорок. Когда наметился конфликт с начальником соседнего отдела, вся дамская часть коллектива, в том числе непосредственный шеф, горой встала на его защиту. «Это было похоже на партию в шахматы, где наш Юра виртуозно передвигал фигуры — дам из статистического и бухгалтерского отделов, а соперник в бессильном гневе раз за разом опрокидывал доску», — вспоминает Михаил Асташкин, коллега вероломного работника. После нескольких месяцев склок и скандалов главного зачинщика ссор и нескольких особо активных его приспешников уволили, когда выяснилось, что финансовые показатели снизились почти в полтора раза.
Однако не всегда причиной проблем в коллективе становится открытый конфликт. «Благоприятный психологический климат формируется тогда, когда перед персоналом стоят четко сформулированные цели и задачи и каждый сотрудник понимает, что именно нужно сделать для их достижения, — продолжает Яна Лейкина. — Прозрачность, понятность и предсказуемость — это залог здоровой рабочей атмосферы». Нарушение любого из этих правил может повлечь за собой печальные последствия. «Некоторое время я работала в большой дизайнерской компании — людей было явно больше, чем требовалось, поэтому у нас было очень много свободного времени, — вспоминает Наталья Кошелева. — Однако посещать офис было необходимо. Мы просто томились, запертые в четырех стенах, а когда приходило время работать, подолгу не могли сосредоточиться. Никто не ссорился, но климат в коллективе совершенно не располагал к труду. Это отражалось и на доходах, и на результатах. В итоге мы случайно завалили крупный проект — и нас разогнали, причем с соответствующей записью в трудовой».
Большой секрет компании
Небольшие компании, выстроенные по «семейному» типу, особенно часто страдают от внутренних конфликтов — это группа риска. «Если корпоративная культура закрыта, приток новых кадров идет только на низовые позиции, в организации нередко появляется дедовщина», — замечает Яна Лейкина. В таких структурах, как правило, есть люди, приближенные к начальству, «члены семьи». Именно они обычно решают, принимать или нет новичка в компанию, перед этим ему устраивают различные испытания, нередко довольно жесткие. «Мы с подругой одновременно устроились в редакцию глянцевого журнала, — вспоминает Юлия Короткевич. — Коллектив женский, такой же гламурный, как само издание. Девочки тут же принялись нас обрабатывать: спихивали самые сложные задания, посмеивались открыто, когда мы, задыхаясь, приносили очередное интервью с недосягаемой звездой, редакторы откровенно третировали, даже в чай перец сыпали на планерках. Я не выдержала, уволилась, а подруга осталась и уже много лет работает в журнале, сделала отличную карьеру».
Именно по такому сценарию и развивается обычно ситуация в специфических коллективах: приживается сильнейший. «В некоторых компаниях такая атмосфера формируется специально, — говорит руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра “Юнити” Ольга Горюнова. — В высококонкурентной среде часто существуют, например, специалисты по продажам: там они могут проявить свои лучшие качества и выделиться среди коллег. Трудно ожидать в такой ситуации дружеских отношений в коллективе».
Так что же делать «гонимым» новичкам? Терпеть или увольняться? Психологи и специалисты по кадрам предупреждают: побег с поля боя будет расценен как слабость — подумайте, прежде чем размахивать белым флагом. «Так называемое рваное резюме, где перечислено несколько мест работы с минимальным сроком, всегда свидетельствует против соискателя, — предупреждает Яна Лейкина. — И рекрутер, и работодатель посчитают, что сотрудник не умеет адаптироваться к новой среде, находить общий язык с начальством и коллегами». Кроме того, увидев, что на последнем месте вы проработали два-три месяца или даже полгода, потенциальные наниматели решат, что вы просто не прошли испытательный срок или того хуже — что вы «летун» (см. «Опрос»).
«Я не призываю идти на баррикады и кому-то что-то доказывать. Наверное, на работе должно быть комфортно, — говорит Арамис Каримов. — Но уволиться вы всегда успеете: сделайте это, по крайней мере, тогда, когда вам будет удобно и выгодно. А до тех пор воспринимайте ситуацию, пусть даже конфликтную, как возможность получить новый опыт, научиться взаимодействовать с людьми в сложных условиях, налаживать отношения с теми, кто не идет на встречу, и выполнять свою работу качественно, несмотря ни на что, — это и есть профессионализм».
Отвлекаться от конфликтов, давящей и смущающей агрессивной обстановки, какие бы причины ни лежали в ее основе, можно с помощью больших объемов работы: если у вас много проектов, а в еженедельнике нет ни одной свободной строчки, не найдется и времени на склоки с коллегами. Однако, предупреждают специалисты, необходимо понимать, ради чего вы каждый день приходите в офис, много трудитесь в некомфортной для вас атмосфере. Цели должны оправдывать средства, иначе вы заработаете нервное расстройство и к тому же наверняка испортите себе репутацию, случайно сорвавшись на коллегу или шефа.
Фото: diary.ru