Интеллектуальная собственность и риэлторский бизнес. Когда слово приносит деньги (Начало опубликовано 06.04.2010г.)

Источник фотографии

Продолжаем разговор об интеллектуальной собственности, о том, как ее защитить, и о том, что является интеллектуальной собственностью агентства недвижимости или строительной компании.
Наш собеседник Наталья Нечаева, заместитель гендиректора ЗАО «Нижегородское агентство наукоемких технологий».

Давать имя, пока дитя

- У агентства недвижимости практически нет материальной собственности по сравнению с заводом, у которого есть и цеха, и территории, и оборудование. Но если мы начнем сравнивать риэлторские компании, выяснится, что самыми привлекательными для клиентов из них окажутся те, которые дольше всех находятся на рынке, и за это время получили достаточную известность. Если компания пережила кризисы 1998 и 2008 годов, это говорит о ее надежности. В наши времена и три года на рынке – уже хорошо. Стоимость организаций, оказывающих услуги, напрямую связана со сроком их жизни на рынке.
Ребенку дают имя в первые дни после рождения. И товарный знак нужно тоже сразу регистрировать, стоит это не очень дорого. Минимальные затраты – 25 тысяч рублей (с учетом консультаций и пошлин). Максимальные (если замахнуться на весь рынок) - до 100 тысяч. Но 25 тысяч рублей сегодня и многомиллионные траты на вынужденную полную замену имиджа – это разный уровень трат.

Разумеется, чтобы действовать на рынке под каким-то именем, указывать его на товаре или услугах, нужно быть участником рынка, то есть юридическим лицом или организацией, либо некоммерческой организацией, либо предпринимателем без образования юридического лица. А каких-то особых знаний для регистрации товарного знака, баз данных и программ не требуется. Зайдите на сайт www.fips.ru, там вы получите все необходимые сведения.

Фамилия и псевдоним

Название и товарный знак различаются между собой примерно так же, как фамилия и творческий псевдоним. Попробуем разобраться.
Название. Само по себе название полноценно работающей интеллектуальной собственностью не является. Это то, что идентифицирует организацию как юридическое лицо, но оно потребителю часто неизвестно (пример: все знают товарный знак «Нивея», но мало кто слышал про компанию Байерсдорф, которая производит всю продукцию «Нивея» и владеет товарным знаком).
Название не участвует в рыночных битвах. Оно указывается в расчетных документах, в банках, в суде. А вот на рынке компания выступает под тем, что в человеческой жизни называют псевдонимом. Очень часто товарные знаки применяются для представления на рынке сложных структур. Это позволяет продавать бизнес, делить, менять названия юридических лиц без опасения, что потребитель запутается в товарах.

У агентств недвижимости, как мы уже говорили, активов может не быть вообще. У них часто нет здания, автомобилей, станков. Их бизнес основан на том умении, которое они реализуют на рынке. Однако организации, которые не имеют активов, по-разному выглядят в социуме. Почему в одну компанию мы обращаемся, а в другую избегаем? Что приносит деньги владельцам агентств недвижимости? Способность персонала к труду – это личное качество персонала. Он ушел - и унес с собой. А вот то, что компания долгое время умеет этих профессионалов удерживать, правильно их мотивировать – это управленческое умение, но его невозможно представить как имущество. Получается, что единственным объектом, который связан с покупательской привлекательностью, является имя этой компании на рынке. Не название юрлица, а псевдоним, под которым оно работает, знак или как еще говорят – марка, которой обозначаются услуги.

Товарный знак. Представим ситуацию, когда товарный знак стал известен и привлекателен для покупателей. Сразу появится масса желающих воспользоваться им. Показателен пример Sony. Эта японская фирма при создании не зарегистрировала свой товарный знак. И когда им стали пользоваться все, кому не лень, хозяева вздрогнули. Их стали спрашивать: «У вас все в порядке с бизнесом? Мы видели шоколадки Sony… Вы уже шоколад выпускаете?» Запретить пользоваться своим товарным знаком владельцы не могли: он не зарегистрирован, значит, ничей. Им повезло: смогли доказать, что название Sony является объектом авторского права. Логика такова: ни в одном языке мира такого слова нет, оно искусственное. А раз оно искусственное, значит, у него есть автор, и, следовательно, ЕСТЬ авторское право.

Итак, кто не делает право на товарный знак имуществом, тот как бы дарит другим это имущество, и его махом растаскивают на рынке. Правда, если товарный знак никому не известен, то он и конкурентам неинтересен, но это задача хозяина знака – развивать бизнес.
Когда регистрация товарного знака не нужна? В двух случаях. Если рынок свободен, то любой, кто на него вышел, продаст свой товар. Если рынок уже монополизирован, то единственному игроку на рынке тоже регистрация не нужна. Его и так все знают.

Можно ли отнять чужой товарный знак? Попытки имели место. Пару лет назад человек зарегистрировал на себя названия четырех компаний в разных городах и пытался таким образом шантажировать производителей. И четыре арбитражных суда в разных городах приняли по этому поводу четыре разных решения. Есть и другие варианты. Предположим, вам принадлежит компания «Практика». Фирма успешно работает, но название не зарегистрировано. Однажды ваши бывшие работники открыли свою организацию с таким же названием, при этом зарегистрировали его как товарный знак. Они подают на вас в суд и рассчитывают, что таким образом вам можно запретить пользоваться фирменным наименованием. Но закон сегодня устроен жестко, и все попытки подобного шантажа не проходят. Российское законодательство в этом смысле повторяет мировую практику.

Что из этого следует? Если ваша компания в условиях конкуренции успешно продает свои услуги, лучше с самого начала ввести обозначение своих услуг и свое право на товарный знак (в данном случае – знак обслуживания) за собой закрепить.

Секреты производства

У некоторых фирм есть технологии, которые они разрабатывают и используют, например, для безопасного сопровождения сделок. В других агентствах таких наработок нет. НО: законом подобные технологии как интеллектуальная собственность не признаются. И если другие конторы разработают подобные схемы или даже позаимствуют у вас, им нельзя будет это запретить. В чем смысл интеллектуальной собственности? Она дает право запретить другим использовать то, что придумали вы. Здесь же обществу не надо, чтобы это запрещали. Нам, как обществу, важно, чтобы все хорошее в бизнесе быстрее усваивалось другими.

Хотя, в принципе, есть возможность превратить важные схемы в то, что называется «секрет производства». Секрет производства, или, иначе, ноу-хау – это такие объекты, которые приносят прибыль за счет того, что неизвестны другим лицам. Но чтобы такое ноу-хау приобрело статус интеллектуальной собственности вплоть до постановки на учет, нужно его идентифицировать. И, кроме того, компания должна демонстрировать, что этот секрет действительно в ее деятельности используется. Чтобы общество признавало, что это тайна, надо со всеми лицами, соприкасавшимися с ней, подписать договор о неразглашении. Если вы заставите пять человек расписаться в том, что они не могут копировать эту информацию, разглашать, использовать никаким другим образом кроме предписанного, то при утечке информации искать вора придется среди узкого круга людей. Иначе можно искать виноватого среди всего населения Земли. И если подозреваемое лицо откроет свою контору и начнет использовать схожую схему, в суде будет намного легче доказать, что он взял эту схему у вас. Особенно если он за ее разработку и зарплату получил и по акту передал, да еще благодарность с премией получил, да еще и подписал документ о неразглашении.

База данных и ПО

Правильно выстроенная база данных фактически является технологией, поскольку снижает время на осуществление какой-либо операции. Следовательно, ее экономический эффект очевиден. Конечно, в каждой конторе есть кто-то, кто найдет информацию безо всякой базы. Но это умение никак не регулируется: ушел человек – с ним ушло и умение. А свойство имущества в том, что оно отделено от носителя. В частности, база данных должна облегчать работу любому сотруднику.

Когда база данных есть, возникает вопрос: как ее защитить? Защита может быть двух видов.
Первая – никому не говорим, что у нас есть такая база. Но тогда существует вероятность, что ее «уведет» либо тот, кто ее делал, либо тот, кто ею пользуется. Можно подать в суд, но судья спросит: «Точно база была? А чем вы можете это доказать?» И, даже если вы знаете, что другой использует вашу базу, вам сложно это доказать, когда никаких документов на нее нет. Что же делать?

Право на защиту базы данных возникает в силу факта ее создания. Это означает, что никаких бумаг писать не нужно, закон все равно будет защищать ваше право. Но можно сделать эту защиту разумной и более эффективной. Во-первых, нужно доказать, что эта база возникла именно у компании, что компания сама ее не украла. Опять-таки – как? Нет ничего надежнее платежной ведомости, где записано, например, «за компоновку базы». Самое простое для доказательства в суде – представить документы: «Такого то октября эта схема была разработана Ивановым И.И.», «Вот распоряжение о выдаче премии за это, вот приказ о том, что схема хранится там-то». Для чего нужны подобные документальные подтверждения? Пока схема хранится в мозгу работника, это то, чем он обладает лично. Чтобы это стало собственностью компании, информацию из мозга носителя надо изъять, передать в пользование компании, то есть ее сотрудникам. И изымается это через такого рода документацию.

Во-вторых, нужно доказать, что нехорошие люди используют именно вашу базу. Здесь действует тот же принцип, что и при опознании украденного кошелька: «Мой был кожаный, коричневый, с золотистой застежкой и царапиной на тыльной стороне». У базы тоже наверняка есть особые приметы.
Вторая - насчет этой базы должны быть указания: «не хапать». И нужно иметь бумагу, в которой все лица, работающие с базой, должны расписаться, что обязуются не пользоваться ею дома, уносить, копировать… Главное, чтобы с этих лиц были взяты обязательства не использовать объект охраны потихоньку от действительного хозяина в их собственном (неважно, легальном или нелегальном) бизнесе.

Программное обеспечение. Чтобы база данных работала, часто делаются программы, вроде бы не очень значимые. Кроме того, агентства недвижимости используют программы, связанные с расчетами и специальными коэффициентами. Дело не в том, что нужно препятствовать возникновению таких же объектов у других. Важно, чтобы компания в любой момент могла доказать, что у нее такие объекты есть, что они стоят столько-то.

Интеллектуальный капитал

Многим агентствам недвижимости сейчас может оказаться важным увеличить капитализацию. Имущества-то нет. Единственное, что составляет предмет, который можно оценить – активы интеллектуальные.
Стоимость интеллектуальных прав может быть просчитана и включена в общую стоимость компании. Для этого необходимо:
– практически организовать присвоение полезных технологий.
– показать, что ваш бизнес дорогой. Для маленьких компаний есть два варианта: либо вырасти в монстра, либо продаться. И в том, и в другом случае надо накапливать капитализацию, делать себя дороже.
Из всего, что есть у АН, в первую очередь нужно зарегистрировать товарный знак, во вторую – идентифицировать базы данных и программы. Базы данных и программы можно и зарегистрировать, но это необязательно, право признается и без регистрации. Технологии регистрировать не имеет смысла, да у АН и технологии-то обычно непатентоспособные, зато их можно засекретить.

Зарегистрировать товарный знак можно и самим, оценить его тоже, но обычно эту работу поручают сторонним людям. Потому что оценить себя объективно очень сложно. Для консалтинга, для оценки (так же как для лечения себя) всегда нужен сторонний взгляд.

Записала Елена Шевцова

Агентств недвижимости Нижнего Новгорода, которые зарегистрировали свои товарные знаки, можно, без преувеличения, пересчитать на пальцах одной руки. Сегодня мы представляем мнения руководителей тех компаний, которые это сделали.

Анатолий Рябинин, директор АН «Чекни»:

- Решение о регистрации товарного знака нами было принято несколько лет назад, когда мы стали более активно сотрудничать с маркетологами и интенсивнее занялись продвижением нашей компании на рынке. Это было сделано для защиты от возможной регистрации кем-либо фирмы с подобным наименованием, чтобы в дальнейшем не возникло разбирательств по поводу использования торговой марки. Зато теперь можно не беспокоиться о том, что кто-то будет работать под нашим именем.
Также это было сделано с прицелом на дальнюю временную перспективу, когда в нашей стране торговая марка станет чего-то стоить.
Почему далеко не все агентства Нижнего следуют нашему примеру? Думаю, причин здесь несколько. Во-первых, не все можно зарегистрировать, во-вторых, часть торговых марок ранее кем-то уже зарегистрированы (т.е. опоздали), в-третьих, не готовы скорее морально (материально это недорого стоит), поскольку маркетинговое сознание в России еще только формируется.

Валерий Дмитриев, директор по оценочной деятельности компании «Формула Идеального Дома»:

- Наш торговый знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 06 декабря 2007г. и защищен Свидетельством №338909 на товарный знак. Вообще же регистрация названия агентства недвижимости и его товарного знака встречается нечасто: в последние 2-3 года я слышал об единичных случаях.
Мало кто патентует и рабочие технологии. Поскольку наша профессия специфична и требуется публичное признание применяемых методов и подходов, то мы свои наработки стараемся опубликовывать на страницах Интернета и СМИ, чтобы они стали общедоступными и применялись другими оценщиками. Стараемся получить как можно больше замечаний по данным продуктам и совместными усилиями отрабатываем оптимальные варианты их использования. По отработанным вариантам к нам обращаются заинтересованные лица за консультациями и разъяснениями по применению тех или иных технологий.
Случаи, когда пытаются присвоить технологии и выдать за свои, встречаются крайне редко. Во-первых, из-за публичного характера всего нового в оценочной деятельности. Во-вторых, помимо наличия технологии, нужно еще ее понять и правильно употребить

Александр Жилевский, директор «Выбор-Недвижимость»:

- В современном мире людей повсюду окружают символы, товарные знаки. Ориентируясь на них, человек принимает решение в самых разных областях жизни, выбирает из огромного количества товаров и услуг «свой вариант». По своей сути товарный знак как раз и означает индивидуализацию товаров и услуг юридических лиц.
Предпочитая конкретный брэнд, клиент, на самом деле, выбирает качество. Это понятно, если компания существует в течение долгих лет, заслужила доброе имя, значит, работу свою она выполняет хорошо, пользуется спросом у покупателей. Брэнд позволяет компаниям увеличивать количество клиентов, поднимать объемы продаж, а также и цены на предоставляемые услуги.

Когда мы входили в бизнес, то понимали, что делаем это не на один день. Поэтому одной из своей задач как раз и поставили оказание риэлторской услуги высокого качества. Я считаю, что этой цели мы добились. Словосочетание «Выбор-Недвижимость» знакомо многим нижегородцам, ему доверяют. Компания также готовит специалистов рынка недвижимости, у нас действует собственный учебный центр. Было несколько попыток незаконно использовать наш товарный знак, но такие вопросы мы быстро решили в судебном порядке.

Помимо этого, агентство еще в 1995 году разработало собственную технологию проведения сделок на вторичном рынке, которая получила название «4+4», ныне «Ваша безопасность». В 2003 году за разработку и внедрение технологии наше агентство получило диплом золотого лауреата Всероссийского конкурса «100 лучших товаров и услуг России».
«Ваша безопасность» включает восемь этапов проведения сделки: четыре – на стадии подготовки к сделке, и четыре – на завершающей стадии. Суть программы – юридическая защищенность всех сторон, участвующих в проведении сделки, и не только продавцов и покупателей, но и агентов по недвижимости, и самого агентства. Происходит это потому, что и покупатель, и продавец полностью удовлетворены сделкой. Это обеспечивает стопроцентную защиту и участников, и организаторов сделки от какого-либо мошенничества и случайностей.
Но пока мы не рассматривали вопрос о том, чтобы данную технологию патентовать. Напротив, были бы даже рады, если бы ее применяли другие агентства недвижимости. Ведь ее описание находится в открытом доступе! Прежде всего, конечно, мы это делаем для клиентов, но воспользоваться может любой желающий. Технология непростая, но зато она гарантирует качественное обслуживание.

Скажу больше, мы были бы не против, если бы «Вашу безопасность» не просто использовали те, кто хочет, но государство сделало бы ее обязательной для всех участников рынка. Это привело бы к серьезным улучшениям на рынке в плане качества оказываемой риэлторской услуги. От этого выиграли бы в конченом итоге все, в первую очередь – клиенты.

Наталья Чернышева, Елена Шевцова

Фото: liveinternet.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: