Илья Белугин: Главное – мультилистинг!

Игорь Воронин
Источник фотографии

Закон, регулирующий риэлторскую деятельность, принимать преждевременно, считает член совета Гильдии риэлторов Москвы, руководитель Клуба руководителей агентств недвижимости Илья Белугин. При этом он не исключает возможности появления нового общероссийского объединения риэлторов.

– Гильдия риэлтором Москвы образовалась как альтернатива Московской ассоциации риэлторов. Как это произошло?

– Гильдия риэлторов Москвы образовалась в результате деятельности Клуба руководителей агентств недвижимости (КРАН). Он появился еще в Московской ассоциации риэлторов и был некой площадкой для общения. Когда мы с коллегами стали поднимать такие острые темы, как мультилистинг, стандартизация риэлторской деятельности, унификация договорной базы – они не нашли отклика в истеблишменте Ассоциации.

– На ваш взгляд, почему?

– Потому что руководство МАР представляет крупные риэлторские компании, которые для себя уже приняли решение, что по данным вопросам они не могут договориться. На заре становления рынка недвижимости они делали такие попытки, но не найдя общего языка, сняли эти вопросы раз и навсегда. Если даже обратиться к документам Российской гильдии риэлторов (РГР), то мы увидим кодекс этики, дальше которого дело не пошло. Те люди, которые пытались найти пути решения проблемы, стали просто отторгаться. Пошли заявления, что КРАН к Ассоциации никакого отношения не имеет. Между тем КРАН собрал к тому времени вокруг себя уже десятка два директоров агентств, многие из которых пришли к выводу, что без общественной организации обсуждаемые вопросы не решить. Так из дискуссионной площадки и выросла Гильдия риэлторов Москвы, которая на сегодняшний день объединяет … компаний.

– Вы уверены, что отсутствие понимания в самом деле зависит от того, крупные агентства представляет ассоциация или некрупные?

– Мне кажется, да. Иначе нам не пришлось бы создавать новое общественное объединение профессионалов. МАР определенно защищает интересы крупных риэлторских структур, которые ее когда-то основали. Интересы же малых компаний никто на тот момент не представлял, мы заняли свободную нишу.

– Соответственно, поскольку существует принцип РГР, чтобы регион представляла одна организация, в ряды РГР вам путь заказан. Как вы, кстати, относитесь к этому принципу?

– На мой взгляд, это анахронизм. Мы вообще за интеграцию и, думаю, могли бы успешно работать и в рамках МАР. Но нам дали понять, что мы там просто лишние. Энергичные люди, которые начали разрабатывать новые векторы развития рынка недвижимости, оказались не нужны.
Принцип «один регион – одна ассоциация» наверняка был хорош на стадии формирования РГР, сегодня из-за него отторгается множество региональных риэлторских объединений по всей России. Вероятно, такой подход рано и поздно послужит катализатором возникновения новой общероссийской организации. Но на первом месте у нас сейчас создание регионального мультилистинга.

– В этом году одной из самых обсуждаемых тем в риэлторской среде была перспектива разработки и принятия закона, регулирующего деятельность агентств недвижимости и агентов. Объявлено о двух концепциях – РГР и Северо-Западной палаты недвижимости. Какая позиция вам ближе?

– Мы на заседаниях КРАН неоднократно обсуждали данную тему и на сегодняшний день пришли к выводу, что закон пока не нужен. Просто потому, что больше вопросов, чем ответов. Есть действующее законодательство – его надо исполнять. Например, «черные маклеры», которые создают агентствам конкуренцию. Они ведь нарушают закон о предпринимательской деятельности, и с ними можно бороться без какого-то специального другого закона. Пожалуй, единственное, чего можно добиться, - это законодательно определить, что такое риэлторская деятельность.

– Как вы видите процесс создания регионального мультилистинга, если крупные агентства не хотят в нем участвовать?

– Их можно понять, у них и так все хорошо, и отсутствие мультилистинга помогает им доминировать на рынке. Но есть и небольшие агентства со своими листингами эксклюзивов. Они готовы делиться комиссионными с другими агентствами либо готовы продавать чужие объекты, получая комиссию. Не хватает только инфраструктуры – правил и информационной оболочки. Правила нами уже разработаны, информационная оболочка будет готова примерно через полгода. Появится инструмент, который будет активно предлагаться профессиональным участникам рынка.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: