
Увеличение площади Москвы за счет области по-прежнему остается одной из самых обсуждаемых в обществе тем. Естественно, в последние дни на первый план вышла политика: выдвижение Путина в качестве кандидата в президенты, несостоятельность Медведева как главы государства, отставка Кудрина с поста министра финансов. Но выборы пройдут, про политику опять все забудут на несколько лет, а расширение столицы как раз будет в самом разгаре.
Сейчас, когда уже постепенно стихают разговоры о том, что необходимость объединения Москвы и области назрела давно, на первый план выходят детали, на которые пару месяцев назад никто не обращал внимания. Вернее, обращали, но не придавали особого значения. Тогда самой любимыми темами у экспертов рынка недвижимости были рассуждения о том, на сколько процентов вырастет цена квадратного метра на присоединяемых территориях и прогнозы относительно того, какую долю рынка на новых землях займет малоэтажное жилье, а какую – высотки. Когда эйфория немного прошла и риэлторы с девелоперами перестали делить шкуру неубитого медведя, т.е. считать гипотетическую прибыль, специалисты задумались о проблемах, которые несет с собой грядущее объединение.
Одним из первых забил тревогу Николай Кривозерцев, генеральный директор Ecostandart group. В его статье, опубликованной в газете «Ведомости», говорится о том, что объедение Москвы с частью Подмосковья если и не приведет к экологической катастрофе, но значительно ухудшит обстановку. Причем, если Москва, согласно международным рейтингам, и так является одним из самых экологически грязных мегаполисов на планете, то присоединяемые территории, напротив, можно отнести к благополучным с точки зрения экологии. «Традиционная роза ветров в Московском регионе — это юго-западный, западный, северо-западный ветра, т. е. достаточно часто в "старой Москве" преобладает ветер, который дует с "новой". Это значит, что даже при крайне ответственном и аккуратном освоении территорий дополнительной негативной нагрузки на атмосферный воздух города не избежать», - говорит Кривозерцев.
На землях Подмосковья, которые уже определили как будущую территорию Москвы, уже сейчас расположен ряд объектов, которые никак не способствуют улучшению экологии. Во-первых, это крупнейшая свалка Европы - Саларьевский полигон ТБО, занимающий территорию в 59 га и высотой около 70 метров. Не так давно полигон закрыли и даже несколько облагородили – высадили на склонах траву. Но он по-прежнему остается источником загрязнения воздуха, грунтовых вод и почвы. Во-вторых, промышленные центры «новой Москвы». Чего стоит один только Троицк. Именно здесь в одном из закрытых НИИ ведутся практические исследования в области термоядерного синтеза. Ну и наконец, аэропорт «Внуково». Он и сегодня является источник серьезных акустических нагрузок на прилегающие районы, а в ближайшем будущем аэропорт намерен расширяться, соответственно, будет увеличена и зона негативного влияния.
Вторая серьезная проблема, которая грозит объединенной Москве – это транспортный коллапс. Согласно исследованию компании Knight Frank, расширение столицы приведет к увеличению объема недвижимости, что в свою очередь может повлиять на их транспортную доступность. Эксперты консалтинговой компании считают, что в ближайшем будущем на новых территориях может быть возведен колоссальный объем офисных и торговых площадей, жилья и гостиниц. «Одной из проблем в таком случае станет высокая вероятность транспортного коллапса невиданного до сих пор масштаба», - говорит Ольга Ясько, региональный директор по аналитике и исследованиям рынка.
Если сейчас движение транспортных потоков на всем трем шоссе, соединяющим «старую» и «новую» Москву, четко разграничено – утром в сторону МКАД, вечером – обратно, что в будущем из «новой» Москвы будут ехать на работу в «старую» и наоборот, затруднения движения станут круглосуточными. «Очевидно, что государственные, жилые, коммерческие и инфраструктурные объекты необходимо развивать в комплексе, что должно позволить избежать формирования ряда проблем, среди которых и транспортная», - считают эксперты Knight Frank.
Как это часто бывает с инициативами наших властей, их либо сразу принимают в штыки, а потом, разобравшись, одобряют, либо, наоборот, принимают на ура, а уже после, когда начинают копать глубже, выясняется, что все не так радужно. Пока еще рано говорить о том, что все опасения экологов и консультантов подтвердятся. Освоение присоединенных земель будет проходить в течение нескольких лет. Хочется верить, что для территории «новой» Москвы будет создан «правильный» генплан, учитывающий все нюансы.
Нельзя говорить о том, что сегодня присоединяемые земли пустуют, но все равно освоение этих территорий можно будет сравнивать со строительством нового огромного города «с нуля». Если при этом учитывать те проблемы, которые мы имеем сегодня из-за сильно устаревшей планировки Москвы, перенимать опыт у других стран, то, скорее всего, многих проблем удастся избежать. Но самое главное, чтобы при строительстве «новой» Москвы девелоперы и городские власти руководствовались не только жаждой наживы, но и желанием создать современный и комфортный город для людей.